Управление рисками: Что мамы могут почерпнуть из теории менеджмента

Рекомендации эксперта по коммуникациям Анны Пригоды

Анна Пригода, эксперт по коммуникациям, менеджер по развитию БФ «Мама SOS», основатель проекта «Мама в форме», мама двоих детей

Когда-то один опытный менеджер сказал мне, что подчиненным нужно давать свободу действий. Они должны совершить все СВОИ ошибки, приобрести опыт и, таким образом, вырасти. Задача руководителя при этом быть где-то неподалеку, чтобы цена этих ошибок не была слишком высокой для бизнеса. Этот же принцип успешно используют многие мамы. Я сама считала его вполне исчерпывающим пока не столкнулась с рисковой ситуацией, связанной с непосредственной угрозой жизни. В этом случае, извините, но дать попробовать – не вариант. Изучая вопрос и рассуждая на тему, я решила воспользоваться своим опытом в работе с репутационными рисками. Так родилась модель, которой хочу с вами поделиться. Она ценна не столько самой категоризацией, сколько спецификой работы с каждой категорией.

Попробуйте рассматривать каждую ситуацию в следующей системе координат:

1. Очень опасно, необратимые последствия.
2. Опасно, с последствиями можно работать.
3. Неопасно, необратимые последствия.
4. Неопасно, без последствий.

Очень опасно, необратимые последствия

В этом случае идет прямой запрет без вариантов. Например, в розетку нельзя ничего засовывать, потому что удар электрическим током смертельно опасен. Что важно, все запреты имеют для ребенка смысл только в том случае, если то же самое запрещено и для родителей, т.е. транслируется некий универсальный принцип. Если ребенку заранее объяснить, что отца тоже может ударить током, он уяснит себе реальность угрозы. А главное, узнает, что не надо производить такое-то действие не потому, что ему это запретили, а потому что это неразумно в силу природы вещей. И, конечно, бесполезно запрещать школьнику тратить карманные деньги на чипсы, если папа регулярно хрустит под пиво и футбол.

мама домохозяйка

 

Не опасно, с последствиями можно работать

Здесь чаще всего мы имеем дело с ситуацией, в которой ребенку недостает опыта. То есть эта ситуация не опасна, если соблюдать правила, но может быть чревата серьезными последствиями, если правил не знаешь или не пользуешься ими. Для того чтобы совладать с опасностью, ребенку еще предстоит приобрести какие-то знания или навыки в присутствии родителя и, возможно, на это потребуется время. Например, научиться пользоваться ножом или самостоятельно ходить в магазин. Работаем в режиме – «давай, попробуем вместе!». Делаем, обсуждаем, снова делаем и снова обсуждаем до тех пор, пока не закрепится навык. А по правде говоря, до тех пор, пока родитель не решится дать малышу попробовать самому.

Опасно, с последствиями можно работать

Это ситуации, в которых риски понимают и видят пока только родители в силу своего опыта. Например, подросток собирается на вечеринку с алкоголем, чтобы повеселиться с друзьями. Родители, понимая риски, вынуждены его отпустить. Здесь уместно привести цитату Франсуазы Дольто, известного французского психоаналитика и педиатра: «Воспитывать ребенка — это значит информировать его заранее о том, что ему докажет опыт». В такой ситуации, задача взрослых – по максимуму просчитать варианты развития событий и создать инфраструктуру реагирования в случае реализации риска. В нашем примере это: узнать кто еще будет на вечеринке, обзавестись контактами, обсудить с ребенком варианты развития событий и договориться о том, что он будет делать в разных ситуациях, иметь план «Б». 

Неопасно, (условно) без последствий

Четвертую и последнюю ситуацию предлагаю рассматривать в контексте гиперопеки. Понятно, что даже невинно занимаясь творчеством в своей комнате, ребенок подвергается опасности порезаться ножницами или напиться цветной водички из-под кистей с красками (потому что было интересно). Но это не значит, что родитель должен стоять над ним цербером, следя за каждым движением. При чем, чем старше ребенок, тем больше это работает. Маленький ребенок должен сохранить свое природное любопытство, а став постарше — здоровую тягу к риску, чтобы сохранить вкус жизни. «Не мешать» и «оставить в покое», наблюдая со стороны – лучшая тактика для родителей в ситуациях такого типа.

— Читайте также: За пять минут: 5 коротких курсов онлайн

Мы в Facebook