Люди недооценивают силу соцсетей, резюме это только 20-30%: карьерный коуч про поиск работы, повышение и карантин

На рынке труда появляется всё больше новых профессий, это обусловлено как веяниями времени, так пандемией, которая внесла коррективы во все сферы жизни. Работодатели всё больше начинают обращать внимание не на образование, а на навыки. HR-менеджеры — на посты в соцсетях, а не на разделы в вашем резюме.  Сейчас никто не хочет нанимать безработных, у компаний нет времени учить новичков. Работодатели хотят переманить и удержать лучших работников.

Как заинтересовать работодателя, правильно попросить о повышении зарплаты и что делать, если вам отказывают в должности из-за пола или возраста? Об этом мы пообщались с карьерным коучем и основательницей “Career Academy” Еленой Сабри, которая имеет 20 лет опыта в управлении маркетингом и коммуникациями в международных корпорациях. Сейчас она живёт в столице Кремниевой долины — городе Сан-Хосе, где консультирует директоров и топ-менеджеров по карьере и личному бренду. 

Елена Сабри

Пандемия, напряжённый график работы, быстрый темп жизни — нередко люди на работе выгорают, а хочется достигать новых высот или перейти на другую работу. Как предупредить выгорание или, если оно уже случилось, выйти из него? 

Выгорание происходит тогда, когда человек забывает о себе — бежит, как белка в колесе. Люди уже не выдерживают работать из дома, поскольку они перерабатывают. Дополнительный стресс — постоянное нахождение с семьей, детьми. На работе ты можешь сделать перерыв, выпить с коллегами чай. Дома ты постоянно в работе, у тебя стираются грани между отдыхом и рабочим днём. 

Нужно не забывать о себе, задавать вопросы “нравится ли мне то, что я делаю?», «приведёт ли это меня туда, куда я хотел/а прийти, или я работаю по инерции, из-за страха потерять работу?». Работу можно найти, а вот если человек сильно устал или выгорел — я таких клиентов даже не беру, поскольку им нужно отдохнуть. Больше всего выгоранию подвержены клиентки, поскольку они более эмоциональны. 

Выгорание распознать можно по усталости и нежеланию идти на работу, потери фокуса в жизни, апатии. Вы не можете выполнять ту же работу, поскольку её переросли и хотите чего-то нового. 

Очень много поступало запросов от людей, которые проработали на должности 10-15 лет, а теперь хотят сменить работу. Люди задумываются, почему они должны выполнять эту работу. С каждым годом, особенно когда у человека рубеж в 30-40 лет, он задаёт себе вопрос: “Тем ли я занимаюсь?”. Поскольку эта гонка, когда тебе приходится постоянно больше зарабатывать и карабкаться по карьерной лестнице, выматывает.

40-часовая рабочая неделя, которая досталась в наследство от Генри Форда со времен индустриальной революции и Великой депрессии — главный источник депрессий и выгорания людей. Об этом американские СМИ пишут лет пять, но прошедшая Олимпиада показала, что даже чемпионы не выдерживают. Многочисленные исследования подтверждают, что переработка убивает продуктивность, прибыль и самих работников. Гиг-экономика, удаленная работа, технологии требуют от человека больше отдыха. В 2021 году даже 40 часов работы в неделю это много. 

Если раньше успех ассоциировался лишь с престижной должностью и высокой зарплатой, то сегодня это еще выбор где, как и с кем работать, иметь свободное время, поддерживать физическое и ментальное здоровье. 

Елена Сабри

На что обращают внимание работодатели в 2021 году при поиске сотрудника? 

Для того чтобы вы нашли достойную работу, вас должны знать. Если вас не знают, то вас пойдут искать в Google, найдут ваши соцсети, прочитают ваши посты, просмотрят ваши рекомендации. Многие записываются на курсы, делают фотосессии, думают, что ведение блога или выступление на сцене это пиар (хотя он ещё никому не помешал). Однако личный бренд это всё не об этом. Это репутация и рекомендации. Это когда вас знают начальники ваших начальников, бывшие коллеги спрашивают совета, рекрутеры легко вас находят, а работодатели предлагают работу. Это не количество контактов в соцсетях или телефоне, а их качество. 

Проблема в том, что компании устанавливают завышенные требования к идеальным кандидатам, а соискатели вместо нетворкинга и общения с живыми людьми продолжают рассылать старые резюме. Волшебной карьерной таблетки нет. У каждого своя ситуация и индустрия — с этим нужно работать. Понимание себя, своей уникальности или “zone of genius” (что у меня есть, чем я хочу заниматься в ближайшие годы) дает понимание своей цели. Не смотрите на других, развивайте свои таланты, подчеркивайте свою уникальность, указывайте на это. 

Например, ко мне обратился IT-директор, ниша которого была Pharma IT — он писал коды по автоматизации и цифровизации фармацевтических компаний. Это очень узкая специализация, это его изюминка. В профиле LinkedIn обязательно нужно указывать такие моменты. 

Почему у опытных специалистов с солидным стажем не получается найти работу?

Сейчас многие кандидаты и работодатели жалуются, что не могут найти работу или специалистов. Дело в том, что люди привыкли делать то, что делали раньше: рассылать старые резюме на открытые вакансии; не обновлять свои профили в соцсетях; вместо общения с живыми рекрутерами и работодателями — подаваться на работу вслепую, например, туда, где у них недостаточно опыта или где их не знают. 

Если открывается должность, то компания сразу пишет требуемые скиллы — нужно читать описание и не подаваться на вакансию, если у вас этих скиллов нет. Не тратьте время. Резюме стоит подавать на вакансии, если у вас есть такой же или похожий опыт, чем старше вы становитесь, тем больше компания хочет видеть в вас специалиста. 

Рекрутеры и HR-менеджеры ежедневно просматривают десятки переписанных из интернета резюме и прекрасно знают ответы на вопросы собеседований, которые там написаны, поэтому так важно рассказывать истории именно из вашей практики.

Кроме того, 80% вакансий не публикуют в интернете. Зачем клиентам и акционерам знать, что компания ищет СEO, CFO, CMO и др.? Может, у них проблемы? Работодатели начинают искать руководителей “по своим” и если не могут найти, подключают хедхантеров. Поэтому так важно, чтобы вас знали в индустрии.

Формы резюме и манера подачи зависит не только от человека, но и от тенденций времени. На что стоит обратить внимание искателю при составлении своего резюме? 

Резюме просматривают 7 секунд.

В резюме важно указывать не процессы из должностных инструкций, а конкретные результаты работы. Кроме того, много соискателей указывают в резюме личную информацию, которая является лишней. Например, семейный статус, год рождения, знак зодиака, прописку или адрес. Пусть вопросы о переработке или готовности к командировкам вам задают при встрече. Укажите лишь контакты:  город, телефон, email и профиль в LinkedIn.  При этом в адресе почты не стоит указывать год рождения. 

Также в США рекомендуют не писать год окончания университета, если вы окончили его более 15 лет назад. Также лишней информацией будет строка о том, что вы ходите в спортзал или играете в гольф — это никак не принесёт прибыли компании. Стоит указать такую информацию лишь в том случае, если вы получили награду или приз.

Вместо этого укажите, какие курсы вы окончили, как развиваете свои навыки и какую пользу принесли компании, в которой работали, — лучше на языке цифр. Например, сколько я помог сэкономить/заработать компании, как решил какую-то проблему.

Важный пункт — фотография. Используйте профессиональный деловой портрет — по плечи, не по пояс. Никаких селфи, фото с паспорта или обрезанного фото с друзьями. 

Не лишним будет проанализировать ваш образ. Совет: одевайтесь на должность выше, как одеваются ваши начальники и принято в индустрии, особенно если вы работаете в продажах, общаетесь с клиентами, партнерами или представляете компанию). Однако помните — при поиске работы резюме это только 20-30%. Я обычно заполняю профиль клиента в LinkedIn. Потом, когда мы начинаем писать резюме, человека уже начинают хантить, его просматривают. Люди недооценивают силу соцсетей.

Рекрутеры хотят найти лучших и каждый день ищут людей в  Google. В первой строчке будет ваш профиль в LinkedIn, Facebook. Они просматривают то, что вы пишете, и ваши фотографии ещё до встречи с вами. Если вы составили резюме 3-5 лет назад, можете не тратить время на рассылку. Скорее всего оно не пройдет даже фильтры роботов и не дойдет до живого человека.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рывок в карьере: 10 правил оптимизации профиля в LinkedIn от карьерного коуча Елены Полищук

Клиенты должны уметь продавать себя. Нас учили, что хвалить себя — неправильно, и что люди не могут говорить о своих достижениях. Люди не умеют о себе рассказать, это очень мешает. Думаю, это скорее славянская особенность (у меня клиенты из 13 стран). Мои клиенты — высококлассные профессионалы, которые заключали сложные b2b сделки на покупку заводов, заработали своим компаниям миллионы и миллиарды долларов, руководили командами и стратегическими проектами разной сложности, даже участвовали в написании законов… И не умеют подать свои заслуги. 

Все умеют писать, но писать и рассказывать о себе так, чтобы  вас пригласили на встречу – у меня это минимум 15 часов работы, не включая исследований компаний, индустрии. Ещё столько же уходит на работу над профилем, плюс коучинг по стратегии, контент-план первых постов, чтобы люди еще до встречи с вами узнали, какой вы классный профессионал, и сказали вам «да». 

Какие есть лайфхаки на собеседовании? О чём стоит говорить, о чём нет? Как к нему подготовиться, ведь многие проходят в режиме онлайн, что может иногда сбивать с толку.

Первое: готовьтесь, это очень важно. Вы должны знать все о компании, индустрии, знать даже конкурентов компании. Изучите стиль менеджмента руководителя как человека, который будет вас собеседовать — вы должны знать, как начать разговор с ним.

Второе: говорить меньше, чем рекрутеры и работодатели. Дайте им возможность задавать вам вопросы. Нужно уметь слышать вопросы, потому что часто люди приходят на собеседование и начинается монолог а вы должны вести диалог. Особенно монологом “страдают” технические специалисты. 

Третье: каждое собеседование имеет свои особенности. Первая часть информационная, где вас попросят ответить, почему вы ищете работу, чем занимаетесь, чего хотите достичь — расскажите свою историю. Часто заминка возникает на вопросе о заработке — подумайте, сколько вы хотите получать за свою работу. Вы должны знать рынок, зарплаты — если не знаете, то узнайте. Компании, особенно во время карантина, тщательно планируют свои бюджеты, и вопрос зарплаты стоит на первом месте. Вы должны и не продешевить, но и не заломить цену, которой нет на рынке.

Четвертое: проверяйте техническое оборудование при собеседовании онлайн. Около 80% причин стресса перед собеседованием возникают потому, что не проверили интернет, камеру, звук, программу. Нужно подготовиться, надеть лучший костюм и сделать мейкап, если претендуете на руководящую должность. Улыбайтесь, слушайте, не бойтесь переспросить, если не расслышали или не поняли вопрос. 

Пятое: быть готовым интенсивно работать с первого дня — у вас будет 60 дней, чтобы стать ценным сотрудником. В первую неделю знакомитесь с коллегами, во вторую уже проводите какой-то аудит, написали план, как работать эффективнее и т.д. Нужно думать как предприниматель и рекрутер. Расскажите своё виденье, где ваш отдел будет через полгода, год. 

До сих пор одним из популярных направлений остаётся, например, IT. Многие люди, проработав на условной офисной должности, уходят в другую специальность. Это оправдано, или лучше постараться развиться в той сфере, где уже есть определённые навыки? Где быстрее достигнешь успеха и большего заработка?

Тут вопрос: положить своё здоровье на алтарь карьеры, или найти баланс, когда люди счастливы. Для того чтобы стать мастером в своём деле, нужно время, вы можете расти в своей организации. У меня были случаи, когда моих клиентов повышали во время карантина. Важно стать заметнее, найти свою нишу.

Многие люди уходят в IT-индустрию, но они там несчастливы, становятся “винтиками”. У вас должна быть среда, в которой вы будете расти. Задайте себе вопрос: вы хотите быть лучшим в своей индустрии или двадцать пятым с конца?

Вы идете в новую индустрию, например, в дизайн, вы поучились, выходите на рынок — у вас нет портфолио. Пройдёт время, полгода, год, а в дизайне есть люди, проработавшие 3 года, 10 лет. Кроме того, в индустрию приходят новые молодые люди, и вам нужно “бежать”, чтобы постоянно догонять их по навыкам. Должен быть опыт, эволюция, а люди часто приходят и хотят сиюминутного результата. Успешная карьера — это не только название крупной компании на визитке, это ещё ваше ментальное здоровье, время с близкими людьми. Тех, кто меняет карьеру, становится больше, но это не совпадает с современной практикой найма, компаниям нужны специалисты.

Я считаю, что молодым людям можно попробовать себя везде, чтобы найти свою нишу. Станьте незаменимым сотрудником, чтобы вас рекомендовали, ведь сотрудника, который хочет учиться, будут везде рекомендовать. На рубеже 30 лет хочется уже состояться — берите проекты, чтобы понять, какое направление ваше. Вы должны общаться с людьми, которые работают в этой профессии. Вам нужно найти то, что у вас получается хорошо и легко. 

Всю жизнь я помогала людям находить работу, но даже не думала, что буду за это брать деньги. Переехала в США и увидела огромную коучинговую индустрию. Я думала, что карьерный коучинг это хобби какое-то, а оказалось, что нет. Набрала курсов, начала работать. Сейчас пишу резюме и помогаю найти работу для CEO, СFO, CMO, вице-президентов регионов по продажам, членов совета директоров, топ-менеджеров. 

Посмотрите, на что есть спрос на рынке труда и что у вас лучше всего получается. 

Елена Сабри

Как намекнуть начальнику, что неплохо бы поднять зарплату или пойти на повышение?

В карантин ко мне обратилась клиентка, которая выгорела и год была без работы. У нее был опыт в нескольких банках, хотя туда возвращаться она не хотела. В разговоре она как-то сказала, что после перехода в другую индустрию старые клиенты звонили ей за советом. Поэтому я рекомендовала начать поиск работы там, где у неё уже был опыт. Мы переписали резюме, и она вернулась в банк. 

Спустя 4 месяца она поняла, что хочет большего, а в её отделе открылась должность начальника отдела.  Она говорила, что у неё мало шансов, но я предложила попробовать, мы подготовили презентацию для участия в конкурсе с ее идеями. Перед встречей она очень волновалась, но руководство внимательно выслушало ее предложения и поблагодарило, хотя должность она не получила.

Пришла “новая метла”, снова надо было прыгать в горячие обручи, как когда-то раньше. Прошло еще полгода. Как-то раз в разговоре с директором центрального офиса она поделилась своими идеями из старой презентации. Тот внимательно ее выслушал и вскоре предложил ей перейти на новую должность. Прежний начальник, конечно же, был против отпускать такого ценного сотрудника. Потом HR-директор поинтересовалась, не хочет ли она перейти к ней в отдел на новую вакансию. В результате клиентка получила повышение и больше оклад. 

Второй случай. Ко мне в карантин пришла клиентка из Нью-Йорка, которая проработала 7 лет в престижной фирме. Мы написали резюме, она прошла собеседование. Я предложила ей поговорить с руководителем о повышении. Он сказал, что сейчас они не могут дать ей повышение. Позже она пришла и сказала, что, мол, если не хотят повышать, то она уходит из компании, поскольку не видит своего развития. Когда в компании про это узнали, ей дали позицию директора. Т.е. вы должны готовиться перед тем, как просить повышение — у вас должна быть уверенность. Например, оферы от другой компании. 

По данным исследования «Барометра рынка труда Украины», в 2021 году заработную плату пересмотрели 70% работодателей. 

Для повышения недостаточно хорошо и в срок выполнять свою работу. Важно, чтобы ваше начальство знало о ваших достижениях и видело вашу будущую ценность для компании.

Инициируйте регулярные встречи с руководством, чтобы показать и обсудить промежуточные результаты, получить обратную связь и скорректировать свой план. Помимо оценки результатов работы, важно помнить свои карьерные цели и знать планы компании. Показывайте, как ваша работа помогает достичь целей компании.

Также возьмите за правило просить обратную связь у коллег после завершения проекта — у вас будет более полная картина того, как ваша работа воспринимается менеджерами других отделов на разных уровнях.

Больше общайтесь с коллегами, обсуждайте, как можно улучшить ситуацию, задавайте вопросы. Не бойтесь совершать ошибки. Не ошибаются только те, кто не пытается или ничего не делает. 

Вы должны заявлять, что вы хотите повышения и можете выполнять больше работы — в 50% случаев руководители об этом не знают. Нужно заявлять о себе, но если вас не повышают и отнекиваются — это будет первый звоночек. Идите к тем людям, которые готовы вам платить — зачем вам компания, где вас не ценят?

Как обойти дискриминацию по возрасту, если хочешь конкретно эту должность, а в требованиях стоит: “мужчина не старше 30-ти”? Идёт речь о руководящих, например, должностях. 

Тут важно знать себя, свой опыт, чтобы вы не становились в общую очередь с другими поколениями. Ваша ценность — ваши навыки. Покажите, что вы можете предложить, чтобы компания поняла, что делает правильный выбор.

Однако лучше всего работать в компании, где вас ценят. Когда вы будете постоянно доказывать, что вы «достойны» — вы будете тратить свою энергию. Возможно в таких требованиях есть смысл: например, в компании молодой коллектив. Но если вы покажете, что работали в молодом коллективе и в подобной компании, то вам есть что предложить. Эйджизм есть везде, даже в Кремниевой долине. Опять же, не нужно указывать свой возраст в резюме — это личная информация. Показывайте, что вы красивый, успешный специалист, никто на ваш возраст не будет смотреть. 40-50 лет — это только половина жизни и расцвет карьеры.

Как решиться на работу, если нашёл её, к примеру, в другой стране и боишься трудностей? Например, у тебя ребёнок, нет финансовой подушки, а тебе предлагают неплохую работу за границей? Как обезопасить себя и избавиться от мыслей, что ничего не получится?

Каждый провал это ваш опыт, это лучший ваш учитель, а люди ищут готовые ответы. Также на это влияют соцсети, где показывают красивую жизнь с лёгким и большим заработком. На самом деле это не так: спросите любого бизнесмена, сколько у него было провалов на пути к успеху. Я, чтобы написать статью на Forbes, прошла три курса. За три года написала 20 статей. Первую статью у меня «зарубили», вторую кое-как приняли, но я думала, что мои статьи никогда не возьмут.

Неуверенность будет всегда, если у нас мало опыта. Это нормально. Все мы немного переживаем перед встречей с неизвестным, но когда мы делаем шаг, а потом ещё и ещё — появляется ясность цели. 

Я тоже проходила через это. В августе 2008 года я бросила успешную работу в Москве, 2-комнатную квартиру на Олимпийском проспекте и уехала учиться на год в Дубай. Через полгода после переезда случился кризис. У моей школы был кампус в Бостоне, но в Америке я никого не знала, хотя пять лет проработала в американской компании. Тогда мне просто не хватило смелости одной уехать за океан. А Эмираты были всего за 5,5 часа от дома. Я рубила канаты, чтобы начать новую жизнь в теплой стране, похожей на Америку в пустыне. Сейчас я понимаю, что если бы тогда, еще без семьи, я не прыгнула в неизвестность, то не была бы там, где сейчас. 

При переезде в Абу-Даби в 2013 году я думала: “А смогу ли я прожить на отельную зарплату в ОАЭ? Ведь там дорого”. Для того чтобы понять это, общалась с коллегами, которые работали в Эмиратах. Мне дали квартиру, я прошла тренинг, работала в отельной индустрии. Потом нашла там знакомых.

Я поняла — чтобы оставаться востребованной на рынке, нужно развивать навыки и связи. Тогда я делала все неправильно: месяцами рассылала резюме и долго ждала ответа. Когда я вернулась домой, то поняла, что за 4 года работы за границей дома обо мне забыли. Надо было найти работу, выплачивать кредит, показать себя и наработать контакты. Я поменяла страну, индустрию и сферу деятельности. 

Для 30-летнего менеджера это был шаг назад в карьере и деньгах. Я готова была потерять это. Я знала, что деньги можно заработать, а стабильная корпоративная работа – всего лишь иллюзия. Люди приходят в компании и бренды, а уходят из-за людей. Иногда полезно выходить из зоны комфорта, перезагрузить себя, чтобы чего-то достичь. 

Конечно, можно ничего не менять, play safe, отказаться от новых эмоций и возможностей, остаться там, где вы сейчас, зависеть от воли работодателя. А можно стать более открытыми новым идеям, пробовать и экспериментировать. Рецепта здесь нет.

Новини партнерів