Кто платит и как уходить от подарков. ТОП главных правил делового этикета

Катрина Ена, эксперт по этикету и кросс-культурным коммуникациям

Бытует мнение, о том, что правила этикета — в прошлом, что в современном деловом обществе, в цифровом мире, они перестали быть актуальны. Это в корне неверное утверждение. Этикет – это баланс логики и здравого смысла, суть которого продемонстрировать уважение, как к себе, так и к окружающим, сделать общение более комфортным, помочь быть правильно понятым и избежать ненамеренных обид.

В бизнесе нет понятия мужчина или женщина

Вежливость проявить нетрудно, это всего лишь уважение к себе и к окружающим.

Существует множество видов этикета: придворный (при каждом дворе свои особенности в Европе самый строгий — английский), дипломатический, светский (общественный, и не стоит путать термин «светский этикет» с «аристократическим»), деловой (он же бизнес), цифровой, военный, столовый и т.д.

В повседневной жизни мы чаще всего сталкиваемся с деловым и светским этикетом, и вот тут зачастую начинается некоторая путаница и недопонимание как поступить. Одно из главного, что необходимо запомнить для комфортного и эффективного общения — это векторы уважения: гендер, статус и возраст. В деловом мире на первом месте стоит статус, затем возраст, в то время как в светском этикете на первом месте возраст или пол, привилегии у дам.

Деловой этикет – эволюционное продолжение светского, до начала 20 века делами занимались в основном только мужчины и правила взаимодействия не особо отличались от обычного регламента взаимодействия в свете. Всё изменилось когда пришли на службу дамы — в виду технического прогресса возникла потребность в телефонистках, стенографистках и дальше-больше: женщины в науке и технике, дамы начали открывать свой бизнес и занимать важные ответственные посты, попутно отстаивая свои права и «равенство».

Современный бизнес-этикет — важнейший инструмент делового общения, часть репутации компании и личности, способствующий эффективной коммуникации, и говоря о классических правилах, важно помнить, что в деловом мире нет гендерного признака, разделения на мужчин и женщин (впрочем, как и по возрасту на молодых и старших) — имеет значение только деловой статус, занимаемая должность.

В деловом мире мы с вами, в первую очередь, профессионалы, эксперты в своём деле.

Где эта тонкая грань между галантностью — решать вам.

Приветствие или кто протягивает руку

«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей поставит в неловкое положение» — Джонатан Свифт

Правила этикета не составляет один человек: их всегда формируют общение и культура, это совокупный опыт, который позволяет эффективно выстраивать коммуникацию. И да, этикет постоянно эволюционирует и развивается, адаптируется под новые реалии мира и потребности общества. Хочу заметить, что культура давно создала основные, базовые принципы взаимодействия, алгоритмы поведения — сейчас меняется только стилистика.

Многие вещи в коммуникации строятся на базовых инстинктах. Приветствие — это универсальный, общепринятый знак уважения, способ установления контакта, демонстрация добрых намерений, оно есть практически во всех культурах, следовательно, мы можем рассчитывать на уважение с другой стороны.

Рукопожатие — это больше знак расположения, но оно может быть и составной частью приветствия. Первым приветствует и представляется человек, младший по статусу, старшему, а вот для рукопожатия первым протягивает руку старший младшему. Рукопожатия должны быть крепким и на всю ладонь, вялые пожимания руки и прикосновение кончиками пальцев — моветон и может сойти за кокетство.

В нынешней ситуации с пандемией, если не предлагают рукопожатие, то это не считается неучтивым, а наоборот — заботой о здоровье другого человека, правда, расположение все-таки нужно продемонстрировать. После обмена приветствиями можно и не подавать руку собеседнику, а ограничиться какими-то любезными словами: выбор всегда за старшим по статусу.

Платит тот, кто приглашает

Данный формат встреч очень популярен в Европе и США и успешно интегрируется в нашу деловую жизнь. В зависимости от формата мероприятия и уровня встречи, предлагаются несколько вариантов заведений с разнообразной кухней, если пожеланий нет — хозяин встречи предлагает место сам.

Деловой завтрак длится 45-60 мин, к деловым вопросам можно приступать сразу, заказывается 1-2 блюда.

На деловом обеде вначале говорят на отстранённые темы «Small Talk»: хобби, погода, фильмы и т.д. К серьёзному разговору, по согласованию сторон, можно приступать, когда сделан заказ, НО по протоколу только после того, как были съедены основные блюда.

На деловом завтраке или ланче лучше всего воспользоваться «эффектом зеркала» при заказе блюд, не особо комфортно, когда один ест, а другой смотрит.

Позволю себе напомнить, на бизнес-завтрак, ланч не приходят дама и кавалер, в деловом мире значение имеют бизнес-статусы людей, и счёт оплачивает приглашающая сторона. Дабы избежать недопонимания и неловкой ситуации, заранее предупредите официанта, что у вас бизнес-встреча и счёт оплачивать будете вы. Также хочу напомнить, если вы согласились на бизнес-встречу, то все ваше внимание и уважение должно принадлежать человеку, с которым вы встречаетесь: мобильные телефоны убраны или поставлены на беззвучный режим.

Согласитесь, удобнее знать правила, чем искать выход из неловких ситуаций, а вот как ими распорядиться, соблюдать их или не соблюдать — решает каждый сам для себя, в зависимости от целей и задач, которые мы перед собой ставим.

Бизнес-завтрак, ланч ТОП-5 советов:

  • Встреча назначается минимум за неделю (с незнакомыми партнёрами и клиентами) с понедельника по четверг, пятницу вечер принято считать выходным;
  • Выбирайте ресторан с разнообразным меню;
  • Приезжать следует за 10-15 минут до встречи;
  • Мобильный телефон в сумке;
  • Платит пригласившая сторона.

Мы в Facebook