Алмагуль Канагатова: «Новое поколение предпринимателей должно думать не только головой, но и сердцем»

Как в Almaty Management University будущих бизнесменов обучают служить обществу

В условиях меняющегося мира меняется и подход к образованию, в частности к бизнес-образованию. Алмагуль Канагатова, первый проректор Almaty Management University (Казахстан), доктор философских наук, на Киевском международном экономическом форуме, отметила, что в AMU, помимо дизайна мышления, критического мышления, с самого первого курса детей обучают служению обществу. В этом университете считают, что «новое поколение предпринимателей должно думать не только головой, но и сердцем, и помогать тем, кто в этом нуждается». Только в таком случае у человека будут развиваться правильные ценности и предпринимательское мышление, а принцип win-win сработает на все 100%. Мы поговорили с Алмагуль о том, что представляет собой этот предмет и какие выводы были сделаны после его внедрения.

Расскажите, как возникла идея введения такого необычного предмета в программу обучения?

Предмет возник три года назад после того, как мы посетили PolyU, университет в Гонконге (Гонконгский политехнический университет, — прим.ред.). Когда мы приехали к ним, нам рассказали о том, что они преподают служение обществу. Мы познакомились со студентами, поговорили с деканом, изучили программу и решили, что и в нашем вузе такой предмет просто обязан быть. Дело в том, что часто студенты, особенно из обеспеченных семей, не задумываются о том, как устроена реальная жизнь, а нам бы не хотелось выпускать бездушных предпринимателей.

Что представляет собой сам предмет?

Мы работаем с несколькими организациями. С больницами, с домами для мам-одиночек, с детскими домами. В рамках предмета студенты посещают эти организации, общаются со взрослыми и детьми, помогают им, а затем защищают тематические проекты. Хорошо сработало «сарафанное радио», конечно же, когда о нашем предмете передавали информацию из уст в уста, а затем обращались к нам за помощью. Особенно мне нравится проект «Дом мамы» — это дом для матерей, у которых нет мужей, и по разным жизненным коллизиям они оказываются в этом месте. Наши дети бесплатно обучают этих женщин английскому языку, IT-технологиям, основам ведения бизнеса. Если им не хватает знаний, они обращаются за помощью к преподавателям, а те, в свою очередь, с радостью помогают. Таким же образом ребята помогают тем деткам, которые находятся на длительном лечении в больницах.

Как восприняли нововведение студенты и родители?

Когда мы ввели предмет, поначалу я ощущала отторжение, мне звонили родители, бабушки и набрасывались с вопросами: «Почему мой ребенок должен мыть полы в доме престарелых? Почему мой ребенок должен общаться с аутистом?» И мне приходилось терпеливо объяснять, что «если у его ребенка в будущем обнаружат расстройство, он его не бросит, как и не отдаст вас, родители, в дом престарелых, зная, какая там обстановка». Дети также не сразу приняли предмет. Было много возмущений, они не понимали, почему они, будущие менеджеры или логисты, должны волонтерить в детском доме. За год мы перебороли сопротивление со стороны родителей, потому что у нас появились те студенты, которые прошли курс и готовы с удовольствием развенчать все мифы об этом «дурацком» предмете и рассказывать, в чем же заключается суть на самом деле. Хотя, конечно, есть дети, которые отторгли предмет и так в стороне и остались. Но думаю, что когда они повзрослеют, к ним придет понимание, для чего нужно помогать людям.

А как изменились студенты, которые прошли этот курс?

Ребята, которые уже прошли курс, оказывается, до сих пор общаются и поддерживают тех людей, с которыми познакомились в рамках проекта. Год назад студенты, например, пошли дальше и организовали целый проект к новогодним праздникам: они ходили по больницам, детским домам, узнавали, о каких подарках мечтают дети, а затем встречались с бизнесменами и договаривались о поддержке их идеи финансово. И мечта каждого ребенка была услышана.

Планируют ли другие вузы пойти по вашим стопам в Казахстане?

Сейчас наш опыт пытаются повторить и другие учебные заведения. В прошлом году нас пригласили в Министерство образования на одну из конференций и попросили рассказать о своем опыте. Государственные вузы заявили, что они себе не могут позволить введение такого предмета, но пара университетов, например, Павлодарский государственный университет, а также университет в Караганде, этот предмет вводят. И мы с большой радостью делимся с ними своим опытом и программой.

Беседовала Татьяна Касьян

— Читайте также: Оксана Макаренко: «Воспитание инноватора — вызов для нашей системы образования»

 

Мы в Facebook