Андрей Пышный: «Сегодня разрыв между поколениями в 5-7 лет – это уже достаточный вызов! Поэтому нам, взрослым, нужно за ними успевать»

Председатель правления Ощадбанка о том, почему банк обратился к теме взрослых будущего

Говоря о том, каким будет наше будущее, мы, взрослые, все чаще обращаем внимание на современное поколение детей Z, или homelanders, или iGen, как его называют специалисты по теории поколений. Его необходимо попытаться понять, с ним следует научиться говорить на одном языке, с ним можно начать сотрудничать уже сейчас. Председатель правления Ощадбанка Андрей Пышный считает, что главной ценностью нового поколения является свобода, а ее можно и нужно поддерживать, что банк и делает в рамках конференции «Завтра_2037».

Поддерживая конференцию тинейджеров «Завтра_2037», вы замахнулись на 20 лет вперед. Почему Ощадбанк обратился к теме взрослых будущего, и не через пять-десять лет, а через двадцать?

Припоминаете сюжет романа и талантливо снятого по нему фильма-притчи Альфонсо Куарона «Дитя человеческое»? Жуткая и беспросветная картина: мир, в котором перестали рождаться дети. Следующее поколение попросту отсутствовало, самому младшему человеку на планете 20 лет. Мир без детей утратил смысл, мораль, надежду, человечность и безнадежно чахнул. Мир, у которого нет будущего… Не правда ли, навевает ужас? Но через эту провокацию фильм ярко демонстрирует идею: смена поколений и есть развитие, эволюция, будущее. У будущего детское лицо, и чтобы представить, каким оно может быть, человечеству важно всматриваться в то поколение, которое сейчас подрастает. 2037 год — условный рубеж, но это не такой уж далекий горизонт, всего лишь 20 лет.

Люблю прогнозы футурологов: завораживают, пугают и обнадеживают одновременно. Например, Реймонд Курцвейл говорит о взрывном росте научно-технического прогресса и технической сингулярности, которая превратит планету в гигантский компьютер как раз к запланированной на 2037 год конференции.

Искусственный интеллект, киборгизация, роботы, нанотехнологии — все это, вероятно, изменит общую картину глобально и кардинально, но человечность не должна исчезнуть. Повторюсь, у недалекого будущего лицо сегодняшнего подростка. Им точно есть что сказать нам, взрослым, а нам есть смысл их внимательно послушать. Также стоит использовать каждую возможность, чтобы донести то лучшее, что мы можем им дать. Неплохая попытка обмена опытом между поколениями, чтобы сделать мир лучше.

А как они могут сделать мир лучше?

Они его уже делают: тем, что в 11 лет проектируют марсоход, в 17 лет побеждают на международных конкурсах с сенсационными исследованиями свойств фигурных чисел, выводя формулу, обнаруживающую совместные элементы двух последовательностей (это даже выговорить непросто!), а к 18 годам изобретают установку, генерирующую электроэнергию силой морской воды. Просто откройте программу конференции.

Фионг Ань Чан, 18 лет, математик, специальный приз Американского математического общества. Михаил Литовченко, 18 лет, запатентовал установку, генерирующую электричество под воздействием морских волн! Или вот — Елизавета Годовикова придумала смарт-урну, которая сможет оповещать коммунальщиков о наполнении мусорных баков. Девочка в 15 лет думает о том, чтобы улучшить логистику вывоза и сортировки мусора! Она совершенно по-другому смотрит на муниципальные проблемы, нежели мы с вами. Для нее это проблема, которую надо решить, вызов, и, возможно, бизнес. Разве такие дети будут стоять в стороне от меняющегося мира?

Конечно, и в нашем поколении рождались самородки. Но из-за недостаточного количества каналов коммуникации не было возможности услышать о них. Круг общения в нашем детстве был ограничен твоим классом, двором, лестничной площадкой, лагерями, кружками… Сейчас мир открыт и хлынул потоком на это поколение. Со всеми его возможностями, прелестями, рисками и проблемами. И конкуренция возросла многократно, а значит, эти самородки для многих детей смогут и должны стать примером для подражания.

Как вы считаете, что нужно сделать компаниям (в частности банкам), чтобы эти дети пришли к ним в качестве сотрудников и клиентов?

Если ответить кратко, то нужно соответствовать. Банк — это интересный бизнес. Денежный и технологичный. Кто-то из этого поколения точно найдет себя в финтехе и банковском бизнесе, который не стоит на месте и меняется. И мы, Ощадбанк, тому подтверждение. При всем багаже проблем и архаичности этот вчерашний государственный динозавр уже в более чем двух миллионах смартфонов (с мобайл-платформой «Ощад 24/7»), в самых продвинутых в стране технологических решениях бесконтактных платежей («Ощад PAY», PayPass в метрополитене), часах, платежных кольцах. То ли еще будет! Будущие взрослые точно смогут выбирать, где работать. Ведь они изначально более конкурентные на рынке.

Конечно, мы хотели бы видеть их и как клиентов. Например, сейчас реализуем довольно интересный проект с Mastercard «Ученическая карта». Она интегрирована и как ID, и как пропуск в школу, и как расчетный инструмент. Мы заинтересованы, чтобы сегодняшние 15-18-летние видели в Ощадбанке партнера. И говорим об этом честно и достаточно громко. Но это улица с двусторонним движением.

На WoМо мы не раз писали о детях, которые в возрасте 10-11 лет создают свои стартапы. Как им можно помочь в предпринимательском деле?

Поддерживать такое стремление ребенка необходимо, это несомненно. Предпринимательство — очень смелое занятие (и не только для ребенка), формирующее характер, финансовую грамотность, ответственность, навыки планирования, перспективное мышление. Оно сочетает в себе и ощущение риска, и свободу, и первый опыт удач, и вкус победы — первые заработанные деньги. Все то, что полезно во взрослой жизни, а она наступит очень быстро. У меня был подобный опыт, когда я учился в старших классах. Мы с друзьями придумали, как заработать деньги, но нужен был стартовый капитал. Я попросил денег у отца, а он мне сказал: «Садись и пиши расписку». Я очень на него обиделся. Как так? Это же родной отец! Но расписку написал. Это был очень важный урок, который запомнился на всю жизнь. Во-первых, он сформировал во мне сумасшедшую мотивацию вернуть деньги как можно скорее. Во-вторых, создал ценность займа. А в-третьих, когда я возвращал эти деньги, отец посмотрел на меня и сказал: «Молодец, оставь себе».

А может ли как-то банк помочь таким тинейджерам-предпринимателям?

Это сложный вопрос, поскольку зависит от таких понятий, как правоспособность и дееспособность. Украинское законодательство не рассматривает подростка в качестве самостоятельного субъекта, с которым банк может вступать во взаимоотношения. Поэтому чем больше опыта ребята накопят к своему совершеннолетию, тем лучше. Сегодня  мы уже рассматриваем идею кредитования на обучение, когда, закончив школу, ребенок может взять заем для поступления в вуз. А это — долгосрочные отношения для обеих сторон и также совершенно иной, ответственный, подход к своему обучению.

Вы упомянули свободу как одну из ценностей. По-вашему, сегодняшнее поколение детей свободнее, чем ваше?

Значительно свободнее. Я каждый день замечаю это в том, как они реагируют, как воспринимают окружающий мир. Например, моя младшая дочь, отвечая на вопрос, сколько существует полов,, дала не тот ответ, который бы дал я. Она подготовила презентацию, в которой подробно расписала все разнообразие возможных вариантов, прочла мне целую лекцию на эту тему. Она абсолютно не понимает, почему существует расизм, она живо реагирует на поток политических новостей, следит за тем, что происходит в Украине, Штатах, Северной Корее.

Когда я был подростком, мой круг общения ограничивался Черновцами и еще несколькими украинскими городами. У современных детей друзья живут по всему миру: Швейцария, Япония, США, Европа. А благодаря технологиям и знанию языков они разрушают географические, расовые и политические барьеры. Если мы находились так или иначе в замкнутом пространстве, то у этого поколения есть Facebook, Instagram, Snapchat, musical.ly, — и все, что с ними происходит, мир видит в реальном времени. Они более свободны, более раскованны, в чем-то, возможно, более поверхностны, а в чем-то более глубокие и смелые.

Свою старшую дочь я попросил бросить университет, после того как она мне показала, по каким учебникам их учат в институте журналистики. Я понял, что из-за «дубового» преподавания она не понимает, что изучает,  ито нужно только зубрить. И я разрешил ей уйти из института и попробовать себя в том, о чем она давно мечтала. Она серьезно подошла к этому вопросу, прошла летнюю школу по актерскому мастерству и, вернувшись, сказала, что хочет получить образование в этой сфере. Сейчас она учится в Нью-Йоркской академии кино. И ведь это тоже про свободу, понимаете? Я сомневался в выборе дочери, пытался ее отговорить, мол, какая девочка не мечтает стать актрисой. Но когда я увидел решительность ее намерений, почувствовал, что если не позволю реализовать ребенку его мечту, буду себя укорять. И я сказал ей: «Пробуй».

А чего, как вам кажется, современным детям все-таки не хватает, чтобы добиться успеха в будущем? И как взрослые могут помочь в этом?

Не хочу показаться брюзгой, но мне кажется, что они мало читают. А ведь это то, что развивает воображение, которое, в свою очередь, формирует перспективное видение. Когда ты представляешь себя в будущем, то мечтаешь, примеряешь на себя те или иные образы, эмоции. В конце концов, чтение помогает развивать мышление, эмоциональный интеллект, стиль речи, письма — то, что во многом формирует личность и качество социализации.

А в целом не могу сказать, что современному поколению чего-то не хватает. Но понимаю, в чем они нуждаются, даже если молчат об этом, — в поддержке со стороны родителей и в вере в их силы. Мне сложно представить родителей, которые не любят своего ребенка, но я очень хорошо понимаю, что значит не дотягиваться. Это поколение не должно оказаться потерянным, потому что технологический прогресс захватил их и выбрасывает со страшной силой далеко вперед. В этом будет состоять основная функция родителей — поддержать и успеть привить им человеческие ценности. Раньше из поколения в поколения мы были где-то рядом, шли небольшими шагами, притирались. Сегодня разрыв между поколениями в 5-7 лет — это уже достаточный вызов! Потому это нам, взрослым, нужно за ними успевать. Так что вопрос нужно ставить иначе: чего нам может не хватить для того, чтобы дотянуться? Потому что они будут бежать очень быстро в будущее. Вот такие мероприятия, как конференция «Завтра_2037», — это повод родителям уже сейчас задуматься. Пойти туда вместе со своим взрослым «малышом», чтобы лучше понять его. Но при этом — наблюдать одинаково внимательно за всем, что будет происходить. Потому что говорить там будет наше будущее.

Беседовала Татьяна Касьян

— Читайте также: Завтра-2037: Думать и видеть на два поколения вперед

Мы в Facebook