Отдай Дедушке: 5 шагов, как учить детей благодарить и делиться

Детальная инструкция на примере одного подарка Деду Морозу

Анна Пригода, эксперт по коммуникациям, менеджер по развитию БФ «Мама SOS», основатель проекта «Мама в форме», мама двоих детей

Наблюдая очередной бум благотворительной активности в преддверии новогодних праздников, задумалась о том, что поведение большинства наших соотечественников в этом вопросе характеризуется сезонностью, когда мы в контексте праздников раскрываем щедроты души своей, или импульсивностью: тогда это порыв – ответ на драматизм истории, с которой случайно сталкиваемся.

И то, и другое меня — человека, который этим вопросом занимается системно как на корпоративном уровне, так и на уровне домохозяйства, не устраивает. Благотворительность в формате осознанного, в чем-то даже рутинного поведения, – это то, к чему, на мой взгляд, нужно стремиться. И начинать всегда стоит с себя. C того, чтобы делать осознанную благотворительность частью нормального социального поведения своих детей.

Как волонтер Фонда «the Moms» (в прошлом «Мама SOS», помогает одиноким родителям растить счастливых детей), я регулярно привлекаю своих детей к его работе. Да, в процессе они учатся помогать, знакомятся с историями семей, слушают рассказы про подопечных фонда. Но даже с учетом того, что дети тратят свое личное время на волонтерство, осознанности в этом поведении не много. А еще нет личной жертвы, в том смысле, что им не приходится особо прилагать усилия, преодолевать препятствия в процессе. Моя же задача, с одной стороны, зародить в них желание отдавать, как состояние души. С другой, дать понимание закона сохранения энергии: чтобы что-то получить, нужно что-то отдать. Наградой может быть социальный эффект, прибыль, признание и другие «плюшки» по Маслоу.

Вот уже четвертый год со старшей дочерью мы практикуем «Подарок Деду Морозу». Никто не дарит подарки доброму дедушке, а ведь он, как никто другой, этого заслуживает. Мы готовим нечто совершенно особенное, трудоемкое, а не просто письмецо-формальность. И в этом и состоит практика отдавания. Мы с ней отходим от парадигмы «ребенок вел себя хорошо — ребенок получил подарок» в сторону «ребенок мог быть разным, но он очень любит Новый год и его главный символ — Деда Мороза, поэтому с таким же трепетом, как дедушка для детей, он готовит подарок для него». За эти четыре года мы написали одно удивительное письмо, украсив его невероятной красоты аппликацией; сочинили стихотворение; сняли видео «Один день из жизни Сони»; а в этом году придумали сценарий и сняли фильм «Необходимый подарок». Параллельно практикуем проектный подход: задача, выбор инструмента, креатив, продакшн, дистрибуция. Все по плану.

Три года подряд я ее, что называется, «пушила»: напоминала, подстрекала, подталкивала. Но в этом году она пришла ко мне сама. С решением, идеей пьесы и желанием довести начатое до конца: «А как же, мама, Дед Мороз ведь рассчитывает на мой подарок! Кто еще о нем позаботится?.. » Для тех, кто захочет попробовать, в деталях про процесс с рекомендациями на примере нашего подарка этого года.

Мой традиционный вопрос «что будем дарить Деду Морозу в этом году?» вызвал неожиданный ступор. Чуть позже дочь все же вернулась ко мне с идеями, которые мы сразу же отсекли как слишком легкие и не интересные. Итак:

Пункт 1. Никаких простых решений

Должен быть вызов. Если малыш не справляется, помогите ему наводящими вопросами.

Пункт 2. Иногда нужно принести в жертву самостоятельность в пользу прогресса

Спустя время и несколько намеков-напоминаний с моей стороны дочь сообщила мне, что придумала две сказки, одну из которых и хочет подарить.

Пункт 3. Подводите ребенка к ответу с помощью вопросов, а не пытайтесь подсказать решение

Сказка, так сказка, но ее нужно запаковать в сообщение, чтобы она была не только создана, но и воспринята адресатом. Как ты хочешь, чтобы Дед Мороз познакомился с твоей сказкой? Новая порция креатива… Та-дам! Мы снимаем кино. И в этот момент, когда идея обрела конкретный способ реализации…

Пункт 4. Помогите малышу составить план, состоящий из понятных простых действий, распределите обязанности между членами семьи

Так, например, мне пришлось написать сценарий, договориться с оператором, взять на себя общую координацию работы нескольких взрослых, что дочери пока не по силам

Пункт 5. Помогают все

Камера, мотор, здесь обрезать, там добавить и в результате — чистая радость в ее глазах, при нажатии на кнопку отправить. Письмо с подарком улетело… Как думаешь Деду Морозу понравится? Конечно! Будьте требовательны и к процессу, и к результату, но не забывайте, что все это приятная игра, способ провести время в семье!

Слышу ваши охи-ахи. Да, все это, безусловно, требует времени. И здесь мой совет банален до невозможности: начинайте заранее, 15 минут в день в течение двух месяцев — это 15 часов, которые реально выделить для полезной, развивающей игры с ребенком.

— Читайте также: Я сам: Как развить внутреннюю мотивацию в детях

Мы в Facebook