Катерина Панова: «Меня оскорбило то, что заказчики рекламы считают никопольчанок идиотками»

Журналистка о краже интеллектуальной собственности и «рекламной кампании», которая пугает женщин судьбой эмигрантки

Как бы вы поступили, если бы ваше фото вдруг появилось на билбордах с очень сомнительным призывом? Журналистка Катерина Панова, эмигрировавшая в США и создавшая там ценный информационный ресурс для желающих переехать в Америку или новых иммигрантов — Rubic.us, -оказалась героиней «рекламной кампании» в Никополе, которая пугает женщин судьбой нелегальной уборщицы в Польше.

На прошлой неделе Катерина Панова рассказала об этом случае на своей странице в Facebook и рассказала подробности редакции WoMo.

Польский эксперимент

Фотография, которую использовали в этой «рекламной кампании» без моего ведома, действительно существует, это не монтаж, более того, она появилась на обложке польского издания Newsweek в 2013 году. Тогда я в качестве журналистского эксперимента жила целый месяц в Польше под видом трудовой иммигрантки, работала уборщицей, жила вместе с нашими женщинами, которые тоже работают там, в том числе нелегально. Мы делили комнату на четверых, спали вдвоем на одной кровати, чтобы сэкономить деньги. Статья была о том, что дома у наших женщин нет работы, они не могут содержать детей, поэтому они уезжают, оставляют их на бабушек и дедушек, вкалывают с утра до ночи, отказывая себе во всем, для того, чтобы этих детей прокормить. Для меня было открытием то, насколько в этом плане сложно женщинам. Идею проекта предложила редакция польского издания именно потому, что у них «уборщица» и «украинка» — практически синонимы, настолько там много наших соотечественниц. Какими видят поляков эти многочисленные украинки, которые вхожи в их дома и видят самые интимные подробности их жизни? Эта была идея эксперимента.

Эмиграция не обязательно должна быть страшной

Я эмиграцию не планировала. Моя мама давно уже живет в Америке, я же всегда работала в журналистике в Украине, выиграла стипендию Фублрайта, поехала учиться в Нью-Йоркский университет. А потом я нечаянно забеременела, пришлось выходить замуж. Я живу в Майами, сейчас у меня свой сайт для русскоязычных эмигрантов в США или для тех, кто собирается приехать. Команда состоит из восьми человек, мы стараемся помочь людям информацией, которая значительно упростит им жизнь: законы, правила, где и как учить английский, искать работу – все нюансы, которые нужны, чтобы адаптироваться в новой жизни. Кстати, в основном речь именно о квалифицированном, достойно оплачиваемом труде. Америка дает море возможностей. Например, здесь очень легко вести бизнес: свой я открыла за 15 минут онлайн, заплатив около 150 долларов госпошлины. В Украине я бы никогда не решилась стать предпринимателем.

Эмиграция сегодня – не та, что пару десятков лет назад, когда и не позвонишь и не напишешь домой. У людей уже нет ностальгии. Теперь можно спокойно вернуться, если не получилось. Если получилось, можно спокойно заработать денег и тоже вернуться. То есть вопрос не стоит так, что «все уедут, кто же останется в Украине?». Тем более, что есть много способов помогать своей стране, будучи за рубежом. Я, например, нанимаю на работу украинцев.

Реклама, которая вас презирает

Украинские чиновники, а вместе с ними и работодатели пытаются «отговорить» людей от эмиграции, напугать их, показать как там все ужасно, чтобы люди боялись, не ехали и оставались работать в маленьких городах за копейки. В моем случае они еще и сделали нелегальный ход, использовав мое фото без разрешения. Кто заказчик этой кампании в Никополе? Скорей всего, Никопольский завод ферросплавов – это самый большой работодатель в городе, ограничить мобильность рабочей силы, прежде всего, в их интересах. Также местные говорят, что это мог быть некто Юрий Никулин – местный активист и предприниматель, у него есть организация «Прихист». Я собираюсь работать с адвокатом с тем, чтобы выяснить, кто украл это фото и использовал в подобном контексте. Я хочу добиться, того, чтобы они заплатили крупный штраф, и эти деньги я в полном объеме отдам на благотворительность.

Больше, чем кража фото, меня оскорбило то, что заказчики билборда, а также исполнители, которые его напечатали и разместили, считают никопольчанок идиотками. Самая глупая и оскорбительная реклама – та, которая считает свою целевую аудиторию идиотами, в особенности такая пренебрежительная позиция встречается в отношении женщин. При этом они пытаются это сделать с помощью меня. Худшей кандидатуры не придумаешь – у меня большой дом в Майами, двое детей, собственный бизнес. И я привыкла не закрывать глаза на нарушение закона. Я и мой сайт всегда помогаем нашей американской аудитории – не терпеть, искать справедливости. В США это легко, там хорошо работает полиция и судебная система. В Украине это сложней. Но для того, чтобы происходили нехорошие вещи достаточно, чтобы хорошие люди ничего не делали.

Комментирует ситуацию Татьяна Чеховец, эксперт Школы эффективных практик ЕС (CiSEP) по программе «Интеллектуальная собственность», исполнительный директор Житомирского регионального отделения Украинского союза промышленников и предпринимателей

Однозначно, размещать на билборде изображение физического лица без его согласия — это нарушение. Гражданский Кодекс Украины в части 1 статьи 308 прямо указывает, что «фотография, другие художественные произведения, на которых изображено физическое лицо, могут быть публично показаны, воспроизведены, распространены только с согласия этого лица». Аналогичные требования есть и в Законе Украины «О рекламе», где частью 1 статьи 8 также запрещается использовать изображение физического лица без его согласия.

Как следует из поста Катерины, согласия на размещение своей фотографии она не давала, поэтому она имеет полное право требовать снять ее изображение с рекламного щита и получить компенсацию за моральный ущерб.

По моему мнению, в первую очередь нужно выяснить, кто является собственником рекламной конструкции, кто — автором плаката и кто — заказчиком самой рекламы, чтобы четко понимать к кому предъявлять претензии в суде. Можно обратиться и в городской совет для выяснения обстоятельств, так как они дают разрешение на размещение внешней рекламы. Неплохо было бы, сразу зафиксировать количество таких билбордов и места их расположения для доказательств в суде. Есть примеры, когда в суде не удалось даже доказать, что рекламное агентство разместило на своем рекламном щите изображение новобрачных с поздравлением, так как не было подтверждения факт заказа на такую услугу.

Конечно, самостоятельно отстаивать свои права довольно сложно, поэтому необходимо обратиться к опытному юристу, который учтет все нюансы, поможет оценить перспективу дела, составить исковое заявление, и определить сумму нанесенного ущерба.

В части нарушения авторского права пострадали и права польского издания Newsweek, конечно, в случае, если они не давали согласия на использование своей обложки. Замечу, что в Евросоюзе к защите прав интеллектуальной собственности относятся очень щепетильно. Уже почти год (с 1 сентября 2017 года) вступило в полную силу Соглашение об Ассоциации между Украиной и ЕС, в котором глава 9 посвящена защите интеллектуальной собственности, в том числе и охране фотографий. Поэтому, если Newsweek возьмется за это дело, то, вероятней всего, выиграет, а Украина, которая и так имеет негативный имидж в сфере соблюдения прав интеллектуальной собственности, получит еще один негативный пример нарушений авторских прав на ее территории.

При любом развитии событий, о таких случаях нужно говорить. Резонанс от обсуждения общественностью и специалистами подобных нарушений заставит рекламные агентства и других причастных к размещению рекламы лиц относиться к своим действиям с большей ответственностью.

Фото: Newsweek Polska

— Читайте также: Тамрико Шоли: 6 вопросов, на которые стоит ответить, прежде, чем переезжать в другую страну

Мы в Facebook