6 принципов построения креативной команды

От Гарвардской школы бизнеса

18.12.2015

circle (8)Творчество и новаторство кажутся уделом каких-то особых, талантливых людей, которых необъяснимая удача сводит вместе, давая старт невероятным командным успехам и выводя на рынок компании, достижения которых повторить нельзя. Что говорят исследователи о том, как построить команду, которая была бы эффективной и в креативности, и в инновациях? Роджер Шварц — корпоративный психолог, спикер, консультант по командному лидерству, президент и СЕО «Roger Schwarz & Associates», говорит об этом на страницах Harvard Business Review.

Исследователи творческих процессов обычно различают креативность от инноваций. Инновация состоит из двух этапов: генерации новых идей и внедрения этих идей. Креативность считается первым этапом инноваций. Мы знаем об обоих процессах достаточно, а вот полезных рекомендаций для лидеров в этих вопросах не хватает. Вот несколько ключевых понятий, влияющих на инновативность, о которых нам достоверно известно.

Общее видение

Команды разрабатывают больше инноваций, когда все ее члены разделяют общие цели. Четкие цели создают смысл и мотивацию для членов команды.

Взаимосвясь целей

Взаимосвязь целей состоит в том, что каждый член команды может достичь своей цели, только если другие члены команды тоже достигнут своих целей. У команды олимпийских гимнастов слабая взаимосвязь целей, потому что каждый из атлетов может выигрывать индивидуальные медали, а команда — ни одной. А вот у хоккейной команды очень крепкая взаимосвязь целей: каждый из них будет победителем, только если победит вся команда. Взаимосвязь целей заставляет членов команды работать так, чтобы деятельность всех была взаимовыгодной. Чтобы установить взаимосвязь целей в команде вам как лидеру нужно ставить цели так, чтобы достичь их можно было только коллективно.

ThinkstockPhotos-495193237

Поддержка инноваций

Команды выдают больше инноваций, если руководители поддерживают членов команды, когда что-то не удается, а также признают и вознаграждают за новые идеи и их внедрение. Все это одновременно означает, что лидер должен поощрять принятие рисков и спокойно относиться к неудачам как к неизбежным.

Ориентация на задание

Это понятие вырастает из общности видения. Команды, ориентированные на задание, устанавливают высокие стандарты работы, мониторят ход выполнения задачи и предоставляет отзывы о работе друг для друга.

Сплоченная команда

Сплоченность представляет собой преданность команде и желание быть ее частью. Исследователи говорят, что для построения сплоченной команды нужно создать психологически комфортную обстановку, которая даст возможность членам команды соревноваться друг с другом и менять статус-кво.

Надежная внутренняя и внешняя коммуникация

Надежная внутренняя (между членами команды) коммуникация обеспечивает обмен знаниями и идеями, а также создает благоприятные условия для получения отзыва. Внешняя коммуникация (с теми, кто не входит в команду) подпитывает инновации новыми для команды знаниями и информацией.

Возможно, вас не особо удивляют перечисленные выше факты, но не стоит их недооценивать в силу их известности: вы легко убедитесь, что создание таких условий для творчества и инноваций — совсем не просто. Некоторые факторы, которые мы сейчас изучаем в плане их влияния на креативность — совсем не очевидны, и наоборот — могут противоречить тем, которые подсказывает интуиция. Три примера:

1. То, что повышает креативность, может убить инновативность и наоборот

Креативность и внедрение инновации как вторая стадия последней требуют разных личных навыков, командной структуры и процессов. Генерация идей связана с дивергентным/творческим мышлением и исследованием. Стадия внедрения связана с конвергентным/линейным мышлением и эксплуатацией. Если вы не хотите, чтобы ваша креативная команда провалила свои же идеи, то вам понадобится либо создать команду, которая может работать в обоих режимах, переключаясь по необходимости.

2. Различия как преимущество, которое может дорого стоить

Возможно, вы думаете, что чем больше различий у членов команды, тем выше их креативность и способность генерировать инновации. Исследования показывают неоднозначный результат. В то время как культурные различия повышают креативность команды, они повышают также конфликт по поводу заданий, то есть того, что касается распределения ресурсов, процедур, стратегий и интерпретации фактов, снижая, в свою очередь, сплоченность команды. В то же время, культурные отличия никак не сказываются на общем стандарте работы команды. Другое исследование показало, что увеличение числа функциональных сегментов в команде не оказывает заметного влияния на инновативность. Третье исследование показало, что для извлечения пользы от культурных отличий внутри команды, ее члены должны уметь видеть перспективу тех, кто от них отличается. Польза от культурных отличий не гарантирована, так же как и расходы с ней связанные. Лидеру в этом случае придется изучить, понять и направить динамику различий. [contextly_sidebar id=»HDXDmj5jkmtFMAGDduQykeBqG0uF2jmS»]

3. Нужный уровень конфликта в нужное время

Конфликт считается ключевым фактором в креативности, но и в этом случае исследователи получают смешанные результаты. Изучая команды, работающие над проектами, ученые вывели кривую отношения высокой креативности и среднего уровня конфликта заданий. Это отношение существовало только в начальной фазе командной работы, в последующих же фазах конфликт заданий не соотносился с уровнем креативности команды. Вызов для вас и вашей команды состоит в том, чтобы создать и поддерживать продуктивный уровень конфликта. В этом плане описать влияние конфликта и инновативность исследователям еще предстоит. В любом случае, вам стоит помнить, борясь за креативность команды, что дорога к инновативности не такая прямая, как вы думали.

Источник: hbr.com