Пароксизмы страсти : Как за восемь дней написать любовный роман, не блещущий оригинальностью

Клише в мыльной воде

02.12.2016

Даже те из нас, кто принципиально не читает дамских романов, периодически констатируют, что и серьезные писатели в серьезных книгах совершенно зря пускаются в описания интимных сцен с участием персонажей. Ибо не умеешь — не берись. В этом году британский журнал Literary Review объявил победителей премии за худшую интимную сцену в литературе 2016 года (Bad Sex in Fiction Award). Первое место занял авторитетный итальянский писатель и общественный деятель Эрри Де Лука за описание секса в книге «За день до счастья» (Il giorno prima della felicità).

Премия вручается с 1993 года за худшую интимную сцену в хорошей книге, достойной читательского признания. Организаторы премии говорят, что таким образом пытаются стимулировать авторов быть более внимательными к подобным описаниям и избегать банальностей. Literary Review подчеркивает, что не рассматривает откровенно эротические романы.

Тем не менее многие книги о любви при более детальном рассмотрении окажутся теми самыми дамскими романами, которые «облагородил» талант автора. Не верите? Соотечественница Эрри Де Лука, автор успешных романов в духе chic lit, Стефания Бертола вывела беспроигрышную формулу любовного романа. Посмотрим, насколько эта канва прослеживается в классических любовных повествованиях.

Имена, география, социальный статус героев

В книге Бертолы «Дамский роман» (Romanzo rosa), в котором главная героиня посещает писательские курсы для тех, кто хочет сочинить любовный роман за восемь дней, преподаватель сразу же предупреждает курсистов о тех моментах, которые должны быть учтены: например, имена героев должны быть необычными (Анастейша, Скарлетт, Белль). Герой может быть отличной от героини национальности, но абсолютно соответствовать стереотипам: испанец — страстный, араб — таинственный, славянин — необузданный (да, за границей такие стереотипы о наших мужчинах). Действие может происходить где угодно, но если речь об экзотических местах (самолет разбился в пустыне, снегоход поломался в тундре), то через некоторое время героев должен ждать пятизвездочный оазис или уютная хижина, в которой никого нет, но в кладовке полно отличного сыра и вина.

Особенное внимание следует обратить на социальный статус героев: девушка в любовном романе никогда не влюбится в мужчину, который ниже ее по социальному статусу. Подумайте о сказках, они ведь предшественники «сказок для взрослых»: кто бы ни была героиня (бедная крестьянка, принцесса или принцесса, которую в детстве передали на воспитание бедным крестьянам), ее избранник — это всегда царь, принц, принц, переодетый в бродягу или принц, превращенный в лягушку/поросенка/чудовище. Поэтому если в любовном романе на первых страницах девушка увлекалась садовником — в последней главе он окажется миллиардером, решившим попробовать, что такое дауншифтинг.

Базовые ситуации

Теперь к самому интересному. Базовых ситуаций для успешного любовного сюжета всего три.

1. Она нежная, стеснительная, беззащитная. Студентка (Анастейша, «50 оттенков серого»), сиделка (Луиза, «До встречи с тобой»), воспитательница (Джейн Эйр), секретарша, дочь обедневшего шотландского графа или бедная, но гордая официанткаиз Манхэттена. Он богатый, наглый, сексуальный (Грей, опять «50 оттенков серого»), недоступный (Уилл, «До встречи с тобой») миллиардер, принц, главврач, землевладелец (мистер Рочестер), который никогда не любил, или любил, но разочаровался и слышать об этом не хочет.

4928

2. Она богатая и своевольная дочь миллиардера, землевладельца (Мэгги Клири из «Поющих в терновнике»), успешная бизнесвумен, знаменитая стилистка, вдова дворянина (Диана де Бельфлер из «Собаки на сене»). Она решительная, упрямая, агрессивная. Ее могут растрогать дети, котята, цветы у родного порога, но этих минут слабости никто не видит (Фериде из «Королек — птичка певчая»). Свою слабость она может открыть только перед няней (Скарлетт О`Хара), пожилой бабушкой, младшим братишкой-инвалидом или подругой детства, которой хронически не везет. Он — очаровательный каналья, рабочий, официант, контрабандист (Ретт Баттлер), рыцарь без наследства, священник. Он беззаботный, привлекательный, все испытывают к нему симпатию, но он ничего не принимает всерьез, потому что прячет тайну, душевную травму за меланхолией или сарказмом. Но это только видимость, на самом деле, он: сын богатого промышленника, самый богатый человек на Юге США, король в изгнании, богатый наследник (Теодоро из «Собака на сене»), будущий епископ (Ральф де Брикассар).

3. Он и она — сверстники и принадлежат к одному и тому же классу общества. Она, в любом случае, чуть моложе и чуть менее реализована профессионально (Эовин из «Властелин колец»). Никогда героиня любовного романа не может быть успешнее мужского персонажа. Она учительница, он — ветеринар. Она актриса, он — режиссер. Она адвокат, он — богатый клиент, попавший в неприятности. Она — дочь лорда, он — лорд (Кристин и Эрланд из «Кристин, дочь Лавранса»). Если она — блестящая 30- или 40-летняя женщина на пике карьеры (Анна Каренина, Мадам де Реналь из «Красное и Черное»), а он — еще только подающий надежды молодой человек (Вронский, Жюльен Сорель), то их страсть, — увы! — обречена на краткое существование, потому что: он умрет, а она станет женой доктора, который тщетно пытался его спасти; она умрет, а он женится на молоденькой (Вронский), она откажется от него, потому что он любит другую (Эшли Уилкс), она вернется к богатому мужу, которого, собственно, никогда не переставала любить, он и она умрут («Опасные связи»).

15311457_1462036040477346_432134722_o

Чем сердце успокоится

В любовном романе герои сразу же влюбляются друг в друга, но тут же вспыхивают друг к другу неприязнью: он слишком тихий/богобязненный (Кямран из «Королек, птичка певчая» и Ральф из «Поющих в терновнике»), он — известный донжуан и героиня ему не доверяет (Рэтт Баттлер), она ошибочно считает его неудачником и бедняком («Собака на сене»), он ошибочно считает ее годной лишь для приключения на одну ночь, у него уже есть невеста/жена, которую он не любит, но не может разорвать отношений (мистер Рочестер). И даже после того, как герои признались друг другу в любви, обязательным условием их истории являются препятствия: бывшие жены, мужья, женихи и невесты, вредные матери, недоразумения, письма с объяснениями никогда не приходят во время, а гонцов вообще убивают («Ромео и Джульетта»). В любовном сюжете всегда есть жених/невеста/супруг, которого главные герои не любят (мужья Скарлетт, муж Фериде, жена Рочестера и т.д.). Никогда в любовном романе нет и не может быть поцелуя, а тем более постельной сцены в первой половине книги именно по причине препятствий.

Что касается постельных сцен, правила жанра призывают либо использовать спасительное выражение «долгая страстная ночь» или упускать сам процесс, намекая: «Он прижал ее к себе. Она отдалась без остатка. ( с абзаца) Джек закурил».

А теперь финал. В большинстве случаев на последней странице герой предлагает руку и сердце героине и все заканчивается свадьбой. Иногда все заканчивается совсем по-другому. Часто это только отличный повод для написания сиквела, где все повторится снова и снова, пока герои не поженятся и не начнут, наконец, жить долго и счастливо. Любовный роман — это сказка, только для взрослых теть, сказка со своей структурой, героями и темами.

В серьезной литературе, как мы увидели, какие-то из этих приемов совпадают, но истории настоящей любви ни в хороших книгах, ни в жизни, никогда не бывают банальными.

— Читайте также: 9 книг о такой разной любви