Даже те из нас, кто принципиально не читает дамских романов, периодически констатируют, что и серьезные писатели в серьезных книгах совершенно зря пускаются в описания интимных сцен с участием персонажей. Ибо не умеешь — не берись. В этом году британский журнал Literary Review объявил победителей премии за худшую интимную сцену в литературе 2016 года (Bad Sex in Fiction Award). Первое место занял авторитетный итальянский писатель и общественный деятель Эрри Де Лука за описание секса в книге «За день до счастья» (Il giorno prima della felicità).
Щодня ми працюємо на інфофронті, виствілюючи подвиги українських жінок та впливаючи на світову спільноту інформаційно.
Ми просимо нас підтримати, аби ми й надалі могли виконувати нашу місію на шляху до української перемоги
Підтримати womo.ua
Премия вручается с 1993 года за худшую интимную сцену в хорошей книге, достойной читательского признания. Организаторы премии говорят, что таким образом пытаются стимулировать авторов быть более внимательными к подобным описаниям и избегать банальностей. Literary Review подчеркивает, что не рассматривает откровенно эротические романы.
Тем не менее многие книги о любви при более детальном рассмотрении окажутся теми самыми дамскими романами, которые «облагородил» талант автора. Не верите? Соотечественница Эрри Де Лука, автор успешных романов в духе chic lit, Стефания Бертола вывела беспроигрышную формулу любовного романа. Посмотрим, насколько эта канва прослеживается в классических любовных повествованиях.
Имена, география, социальный статус героев
В книге Бертолы «Дамский роман» (Romanzo rosa), в котором главная героиня посещает писательские курсы для тех, кто хочет сочинить любовный роман за восемь дней, преподаватель сразу же предупреждает курсистов о тех моментах, которые должны быть учтены: например, имена героев должны быть необычными (Анастейша, Скарлетт, Белль). Герой может быть отличной от героини национальности, но абсолютно соответствовать стереотипам: испанец — страстный, араб — таинственный, славянин — необузданный (да, за границей такие стереотипы о наших мужчинах). Действие может происходить где угодно, но если речь об экзотических местах (самолет разбился в пустыне, снегоход поломался в тундре), то через некоторое время героев должен ждать пятизвездочный оазис или уютная хижина, в которой никого нет, но в кладовке полно отличного сыра и вина.
Особенное внимание следует обратить на социальный статус героев: девушка в любовном романе никогда не влюбится в мужчину, который ниже ее по социальному статусу. Подумайте о сказках, они ведь предшественники «сказок для взрослых»: кто бы ни была героиня (бедная крестьянка, принцесса или принцесса, которую в детстве передали на воспитание бедным крестьянам), ее избранник — это всегда царь, принц, принц, переодетый в бродягу или принц, превращенный в лягушку/поросенка/чудовище. Поэтому если в любовном романе на первых страницах девушка увлекалась садовником — в последней главе он окажется миллиардером, решившим попробовать, что такое дауншифтинг.
Останні новини
- Весняна історія бренду Шипелик: нова капсула, що занурює в казку
- Марко Вороний: цікаві факти з життя репресованого українського письменника
- «Україна та українці»: музей Івана Гончара спільно з брендом GUNIA Project анонсували новий проєкт
- Підсвітка значущих для українців об’єктів знову стала на часі
- Унікальний госпіталь на колесах: в Україні створили медичний евакуаційний потяг Новости на главной
Базовые ситуации
Теперь к самому интересному. Базовых ситуаций для успешного любовного сюжета всего три.
1. Она нежная, стеснительная, беззащитная. Студентка (Анастейша, «50 оттенков серого»), сиделка (Луиза, «До встречи с тобой»), воспитательница (Джейн Эйр), секретарша, дочь обедневшего шотландского графа или бедная, но гордая официанткаиз Манхэттена. Он богатый, наглый, сексуальный (Грей, опять «50 оттенков серого»), недоступный (Уилл, «До встречи с тобой») миллиардер, принц, главврач, землевладелец (мистер Рочестер), который никогда не любил, или любил, но разочаровался и слышать об этом не хочет.
2. Она богатая и своевольная дочь миллиардера, землевладельца (Мэгги Клири из «Поющих в терновнике»), успешная бизнесвумен, знаменитая стилистка, вдова дворянина (Диана де Бельфлер из «Собаки на сене»). Она решительная, упрямая, агрессивная. Ее могут растрогать дети, котята, цветы у родного порога, но этих минут слабости никто не видит (Фериде из «Королек — птичка певчая»). Свою слабость она может открыть только перед няней (Скарлетт О`Хара), пожилой бабушкой, младшим братишкой-инвалидом или подругой детства, которой хронически не везет. Он — очаровательный каналья, рабочий, официант, контрабандист (Ретт Баттлер), рыцарь без наследства, священник. Он беззаботный, привлекательный, все испытывают к нему симпатию, но он ничего не принимает всерьез, потому что прячет тайну, душевную травму за меланхолией или сарказмом. Но это только видимость, на самом деле, он: сын богатого промышленника, самый богатый человек на Юге США, король в изгнании, богатый наследник (Теодоро из «Собака на сене»), будущий епископ (Ральф де Брикассар).
3. Он и она — сверстники и принадлежат к одному и тому же классу общества. Она, в любом случае, чуть моложе и чуть менее реализована профессионально (Эовин из «Властелин колец»). Никогда героиня любовного романа не может быть успешнее мужского персонажа. Она учительница, он — ветеринар. Она актриса, он — режиссер. Она адвокат, он — богатый клиент, попавший в неприятности. Она — дочь лорда, он — лорд (Кристин и Эрланд из «Кристин, дочь Лавранса»). Если она — блестящая 30- или 40-летняя женщина на пике карьеры (Анна Каренина, Мадам де Реналь из «Красное и Черное»), а он — еще только подающий надежды молодой человек (Вронский, Жюльен Сорель), то их страсть, — увы! — обречена на краткое существование, потому что: он умрет, а она станет женой доктора, который тщетно пытался его спасти; она умрет, а он женится на молоденькой (Вронский), она откажется от него, потому что он любит другую (Эшли Уилкс), она вернется к богатому мужу, которого, собственно, никогда не переставала любить, он и она умрут («Опасные связи»).
Чем сердце успокоится
В любовном романе герои сразу же влюбляются друг в друга, но тут же вспыхивают друг к другу неприязнью: он слишком тихий/богобязненный (Кямран из «Королек, птичка певчая» и Ральф из «Поющих в терновнике»), он — известный донжуан и героиня ему не доверяет (Рэтт Баттлер), она ошибочно считает его неудачником и бедняком («Собака на сене»), он ошибочно считает ее годной лишь для приключения на одну ночь, у него уже есть невеста/жена, которую он не любит, но не может разорвать отношений (мистер Рочестер). И даже после того, как герои признались друг другу в любви, обязательным условием их истории являются препятствия: бывшие жены, мужья, женихи и невесты, вредные матери, недоразумения, письма с объяснениями никогда не приходят во время, а гонцов вообще убивают («Ромео и Джульетта»). В любовном сюжете всегда есть жених/невеста/супруг, которого главные герои не любят (мужья Скарлетт, муж Фериде, жена Рочестера и т.д.). Никогда в любовном романе нет и не может быть поцелуя, а тем более постельной сцены в первой половине книги именно по причине препятствий.
Что касается постельных сцен, правила жанра призывают либо использовать спасительное выражение «долгая страстная ночь» или упускать сам процесс, намекая: «Он прижал ее к себе. Она отдалась без остатка. ( с абзаца) Джек закурил».
А теперь финал. В большинстве случаев на последней странице герой предлагает руку и сердце героине и все заканчивается свадьбой. Иногда все заканчивается совсем по-другому. Часто это только отличный повод для написания сиквела, где все повторится снова и снова, пока герои не поженятся и не начнут, наконец, жить долго и счастливо. Любовный роман — это сказка, только для взрослых теть, сказка со своей структурой, героями и темами.
В серьезной литературе, как мы увидели, какие-то из этих приемов совпадают, но истории настоящей любви ни в хороших книгах, ни в жизни, никогда не бывают банальными.