В поисках гендерного воспитания: Все, что нужно знать родителям

Как воспитывать девочку и мальчика

04.08.2016

circleЛеся Матвеева, практический психолог

Воспитание с учетом пола стоит на повестке дня в связи с пересмотром гендерных ролей и стереотипов. Если раньше наполнение роли «мальчика» и «девочки» не вызывало вопросов и было опцией «по умолчанию», сегодня гендерные различия очень размыты. Родителям на этот вопрос стоит обратить особое внимание, ведь любая социальная роль, любой стереотип ограничивают личность. Активное переосмысление наполнения ролей «м» и «ж» открывает возможности для современных детей, которых у нашего поколения еще не было.

Сегодня мальчик открыто может заявить, что хочет стать моделью или будет шить одежду, а девочка может мечтать стать каскадером или пожарным и их детские фантазии не будут вызывать недоумение у окружающих. Именно здесь и подключаются родители: как они воспримут проявления личности ребенка, не будут ли подавлять те качества и желания, которые не впишутся в их «гендерный стереотип». Начинать гендерное воспитание родителям нужно с себя, со своих установок и взглядов на роль мужчины и женщины в обществе. Как бы ни старались воспитатели или учителя, если сын возвращается домой и слышит от отца «бородатые» высказывания из серии: «Женщина за рулем» или «Мужик – всему голова», это будет напрасно.

Прежде всего, родителям нужно пересмотреть свои взгляды и определиться с тем, что и как объяснять ребенку. В гендерном воспитании стоит опираться на естественную половую принадлежность ребенка и особенности его характера. Когда мама, добившаяся  всего сама, начинает по своему шаблону воспитывать дочь, требуя от нее конкурировать с мужчинами, — это нездоровый перегиб. Не каждая девочка может стать «железной леди» и родители должны быть готовы принять естественную сущность ребенка. Даже если эта сущность не соответствует их амбициям. Еще один «опасный перегиб» — это уравниловка между мальчиками и девочками. Оба пола равны и женщины больше не «второй пол» как в свое время писала Симона де Бовуар. Но отличия между полами существуют и их нельзя взять и стереть. Это не только физиологические признаки, это и разные сильные/слабые стороны. Девочки более эмоциональны и ранимы, мальчики – сдержаны и сосредоточены на чем-то одном.

malchik-devochka-cvety-svidanie

Говорить о гендерном равенстве нужно не как о сверхдостижении, а как о чем-то само собой разумеющемся. Отвечайте на вопросы ребенка связанные с половыми различиями, обсуждайте их вместе с ним. Понимание гендерных различий позволяет ребенку опираться на это знание в построении отношений с окружающими. Просто отпустить малыша в социальный мир, без каких-либо подсказок, все равно что отправить его в открытое плавание без спасательного жилета. Большинство психоаналитиков сходятся в точке зрения, что к 15-18 месяцам, когда появляются признаки формирующегося чувства «я», дети начинают осознавать себя существом мужского или женского пола. В 2-3 года ребенок четко осознает свой пол и начинает демонстрировать поведение с преобладающими мужскими или женскими характеристиками. К возрасту 3 лет ядро половой идентичности прочно сформировано и в дальнейшем развитии продолжает лишь дорабатываться и усложняться.

Как раз на «доработку деталей» женского или мужского образа влияют идентификации с родителями и гендерное воспитание проводящееся в садике/школе/дома. Ребенок впитывает информацию о половых различиях из самых разных источников. Выбор цвета одежды, характера игрушек – это первые «подсказки», в чем разница между мальчиками и девочками, сказки и мультики, которые вы читаете ребенку. Классические сказки отражают стереотипы неактуальные на данный момент. В этом смысле поддержку родителям лучше искать в новых диснеевских мультиках, таких как «Храбрая», «Ледяное сердце», «Рапуцель». В этих сюжетах уже отсутствует мотив «Девушка слабая, ее нужно спасти». Здесь и мужские, и женские персонажи активно влияют на свою судьбу и не перекладывают ответственность на других.  Не бойтесь ошибиться, объясняя малышу, что у мальчиков и девочек есть отличия.

Важно учитывать возрастную специфику ребенка и если он в 3 года думает, что папы рождают мальчиков, а мамы – девочек, нужно объяснить ему, что это не так, но, не вдаваясь в физиологические подробности. В черной комедии «Семья Адамс» с этим связан смешной момент, когда 10-летняя девочка Венди в роддоме ждет маму и с ней начинает разговор другая девочка и делится своей интерпретацией «откуда берутся дети». «Сначала папа поцеловал маму, потом у нее из глаза выкатилась слезинка и превратилась в жемчужину, которая закатилась под капустный лист, а оттуда появился малыш». На что Венди ей отвечает: «А у моих родителей просто был секс». Вполне нормально, чтобы ребенок в 10 лет знал и понимал, что такое секс, но и в 5 лет не нужно придумывать ему версию «про капусту». На детские вопросы, пусть даже неудобные для вас, нужно отвечать, но и не пытаясь рассказать ребенку больше чем он сам спрашивает.

Так, если малыш в 4 года спросил вас о том, откуда берутся дети, ему вполне может быть достаточно ответа, что ребенок появляется у мамы в животе. Если же этого ответа ему будет не достаточно он начнет задавать уточняющие вопросы. Тогда можно объяснить, как он попал к маме в живот. Например, папа дал маме семечко. Такой ответ будет лучше, чем сказки про аистов и капусту. Придерживайтесь наиболее правдивой версии, но обойдитесь без лишних деталей, о которых сам ребенок не спрашивает. Его познание мира происходит постепенно и вопросы тоже появляются не все сразу.

В гендерном воспитании важно не впадать в крайности, но и оставлять малыша без ориентиров не стоит, иначе он запутается в мужских и женских ролях. Возможно, наступит тот день, когда таблички на дверях уборных перестанут разделять нас на «М» и «Ж», а мы станем андрогинной расой, но пока этого не произошло, не стоит говорить детям, что мальчики и девочки одинаковые. Права и возможности у нас равные, но физиология и внутренний мир – нет. Мы не так далеко и не так не похожи, как Марс и Венера, но все-таки  мы – не одна планета.

— Читайте также: Оставить в наследство: Установки, которые мы даем детям