Взгляд в будущее: Зачем детям учиться программированию

Мнения основателей IT-школ для подростков

У каждого поколения в детстве был стандартный ответ на вопрос «кем ты станешь, когда вырастешь?». Лет 40 назад все поголовно хотели стать космонавтами, поколение 90-х стремилось пробиться в бизнес или стать звездами эстрады, а современные дети засматриваются на бородатых программистов и представляют себя Стивами Джобсами, Марками Цукербергами и Илонами Масками. И потому кружки танцев, рисования и игры на гитаре отходят на второй план, а родители все чаще отправляют подростков и даже дошкольников на IT-курсы. Основатели таких курсов поделились с нами своими идеями и рассказали, что по-настоящему интересно поколению, которое выросло с планшетами в руках.

Лариса Антоненко

владелец и директор компьютерных курсов Streamline, Киев

На кого рассчитаны курсы? При создании наших курсов мы с самого первого шага выбрали основным направлением работу с детьми — и с малышами, начиная с 1 класса, и с подростками 14-18 лет. При работе с детьми младшего школьного возраста учитывается несколько условий. Если у ребенка нет желания садиться за компьютер, то и мы его не берем. Не надо заставлять или насильно усаживать за ПК, это только отобьет охоту к учебе, да и здоровья не добавит. А вот если ребенок не отрывает глаз от планшета, ноута и играет на телефоне — это наш клиент.

Когда родители говорят: «Мой сын сидит в компьютере и играет», то мы приложим максимум усилий, чтоб подобрать для него правильный курс и заинтересовать в обучении. За пять лет существования курсов было только два или три случая, когда лень ребенка победила наших фанатов-преподавателей. Здесь главное — отвлечь от «игрушек» и показать, как правильно пользоваться программами и ПК, что можно сделать самостоятельно, например, написать собственную программу-игру. Или пусть это будет рисование мультиков и программирование сайтов, даже в самом легком виде.

80% детей записывают родители, только 20% случаев — самостоятельное и осознанное решение ребенка учиться. И это наши самые способные и толковые ученики. Если же ребенка привели практически насильно, то это 50 на 50 — останется или нет. Если ребенок поставил своей целью не учиться, тут мы бессильны. Несколько пробных занятий у разных преподавателей и по разным направлениям дает возможность ученикам выбрать то, что им нравится.

Что и в какой форме изучают? Дети с 1 по 4 класс у нас учат материал больше в игровой форме, а не в формате «сели — открыли тетради — пишем». Например, группы «Я — аниматор!» первый час занятий рисуют с художницей персонажей (начиная со Смешариков и заканчивая более сложными героями), второй час этого же персонажа мы воспроизводим с помощью компьютерных программ. На некоторых занятиях, опять же в игровой форме (группа делится на команды), проходит изучение принципов и правил анимации. Кроме того, на занятиях мы даем основы информатики: создание папок, скачивание информации и прочее, но, опять же, опираясь на личную заинтересованность ученика. Вряд ли кто-то захочет потерять свой сюжет, который писал в Word большую часть занятий. После первого этапа обучения уже видно, у кого из детей склонность к точным наукам, а у кого творческий потенциал.

Кто преподает? Наши преподаватели — это практики (все работают по специальности и у нас читают только по вечерам или на выходных), а еще они очень увлечены своим делом и профессией. Преподавание рассматривают больше как хобби. У них есть что рассказать и есть желание поделиться своим опытом.

Какие перспективы у учеников? На сегодняшний день наши ученики и выпускники работают над серьезными проектами (календари, буклеты, мини-программы и мультфильмы, сайты, дополненная и виртуальная реальность), и я искренне надеюсь, что к Новому году у нас будет возможность показать образцы работ. Например, книгу с дополненной реальностью. Это наш собственный проект, который должен показать уровень подготовки наших выпускников. Мы стопроцентно воспринимаем наши курсы как подготовку специалистов, технически подкованных и свободно ориентирующихся в информационных технологиях и современных программах.

Юрий Федоренко

программист, основатель образовательных курсов для людей от 10 до 18 лет «Выйди и зайди нормально», Одесса

Какой должна быть атмосфера, в которой учатся подростки? У меня самого в детстве была крутая атмосфера, в которой я мог учиться. Мои педагогом стал крестный, Николай Черняев, который занимался ремонтом телевизоров, а я просто попросился помогать. Не уверен, помогал ли я больше, чем мешал, но там сформировался весь мой технический бэкграунд и там я впервые сел за компьютер. Вот эту атмосферу, в которой ты можешь заниматься чем хочешь, а рядом есть опытные люди, которые могут ответить на любой вопрос, я бы очень хотел повторить у нас на курсах.

Чему можно научиться на курсах? Мы хотим делать курсы обо всем интересном, на что в школе не хватает времени. Начинаем с программирования, потому что это то, в чем мы лучше всего разбираемся. Сейчас у нас есть курс, который мы называем «Тыжпрограммист». Он чисто технический, в нем нет всяких софт-скилов, которыми мы и сами когда-то грешили, но быстро поняли, что дети приходят не за этим. Кроме собственно программирования на Python и разработки сайта, мы много говорим о том, как это все вместе работает. Для нас очень важно, чтобы все, чему мы учим, они умели применять.

Чем мотивировать и увлечь? Мы просто делаем, чтобы было интересно, мы очень стараемся, чтобы нам самим было интересно, а дети просто это чувствуют. Если они видят, что в этом месте им могут что-то рассказать про устройство мира, им туда хочется. Мотивация детей — это самая смешная тема, которую можно обсуждать. Детеныш человека — самое любопытное существо на планете, это ж как надо постараться… нет, не так… это же что с ним надо делать, чтобы у него были проблемы с мотивацией? А вот с чем бывают проблемы, так это с изначальным настроем.

Как быть «гуманитариям»? В терминологии психологической школы трансактного анализа есть такой родительский посыл, который называется «не думай». Это когда приходит несколько похожих людей, они в равных условиях, они ничего никогда не программировали, и ты рассказываешь им первую тему и предлагаешь решить задачу, и один сидит и пытается что-то сделать, у него не получается, но он пробует снова и снова, а второй просто косится в экран соседа и ждет, пока будет что списать. А если спросить, в чем же проблема, он отвечает: «А я не «технарь»… Ну да, не «технарь», но надо было написать программу, которая по году рождения определяет возраст, если для этой задачи нужно быть технарем, то для чтения Facebook нужно быть «гуманитарием». Но такие проблемы решаются довольно легко, нужно просто создать условия, чтобы пока еще не сильно заржавевшему мозгу не было куда деться и он таки начал работать. А когда мозг «включился», большинство проблем решаются сами собой.

Что дают курсы? Иногда родители хотят, чтобы ребенок приобщился к профессии, где зарплаты номинированы в долларах, а иногда просто хотят, чтобы ребенок нашел то, что ему интересно. Тут дальше должно быть много слов об умении учиться, роботах, которые отберут работу, о нескольких карьерах в течение жизни и о том, что грядут глобальные изменения и т. д. Это все так, поэтому главное, что мы можем сделать, — это показать, что они могут практически все, если они этого захотят и потратят какое-то количество усилий.

Максим Макаров

руководитель проекта Code Club Ua, национальной волонтерской сети клубов программирования для детей и подростков

Кому есть смысл идти на курсы? Мы работаем с любыми детками, и ни в коем случае не разделяем учеников по знаниям и способностям, особенно на первом этапе обучения. К нам все приходят с удовольствием. Мы ведь клуб, а не дополнительный урок в школе, и 92 % наших занятий — это, прежде всего, fun для ребенка. Так как большинство наших учеников дети 8-13 лет, то, конечно, инициатива прежде всего исходит от родителей. Но при записи на наши курсы и на первых занятиях мы обязательно общаемся с нашими студентами, пытаясь выяснить и найти более интересный подход для группы.

Чему можно научиться? Самые популярные направления — создание собственных игр и сайтов, языки программирования Scratch и HTML/CSS. Главная наша особенность — это не ставить ребенка в какие-то рамки, а дать ему возможность творить и созидать, благо программы визуального программирования позволяют это сделать с максимальными возможностями.

Какие перспективы? Наш проект поможет ребенку лучше ориентироваться в профессиях будущего, ведь трети профессий, которые будут актуальны через 15-20 лет, еще просто не существует. Главное, что те ресурсы, которые мы используем на занятиях, постоянно обновляются и мы идем в ногу со временем, параллельно с развивающимися технологиями будущего. Главенствующий навык, который мы прививаем ученикам, — это мышление out of the box, креативность и понимание, что они руководят компьютером, а не наоборот.

Подготовила Оля Полякова 

— Читайте также: 7 уникальных профессий будущего