Женщины о бизнесе: что такое системный подход, как формировать команду и почему перфекционизм опасен для женщин

Бизнес-вумен на SHE Congress 2021 рассказали, как им удаётся строить свой бизнес, о своём распорядке дня, жизни помимо работы и назвали лайфхаки для женщин-лидеров, которые позволят построить успешную карьеру или бизнес.

Мотивация, маркетинг, менеджмент: из чего состоит успешный бизнес

Открыв салон красоты национальный лидер, бьюти-експерт и бренд-амбассадор Mary Kay Ukraine Виктория Туткевич руководствовалась двумя принципами: «Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам» и «дайте почувствовать значимость». Такому отношению к клиентам она научила и своих администраторов.

«Мы стали внедрять в свою работу карточку клиента, где отмечали дни рождения, поздравляли клиентов, отмечали их регулярные посещения и дарили им бесплатные посещения. В результате мы получали много рекомендаций и наш бизнес процветал», — рассказывает она.

Национальный лидер, бьюти-експерт и бренд-амбассадор Mary Kay Ukraine Виктория Туткевич

Параллельно Туткевич занималась работой в Mary Kay Ukraine и за 9 месяцев выполнила лидерскую программу. Она обнаружила, что доход в месяц в статусе директора в два раза преувеличил доход в салоне красоты, поэтому Туткевич продала салон. Тот обанкротился под руководством новой хозяйки, которая не считала нужным, чтобы персонал уделял внимание клиентам.

Национальный лидер назвала три М успешного бизнеса – это мотивация, маркетинг и менеджмент. Мотиваций – это когда ваше «хочу» становится в категорию «надо». Менеджменту научиться можно, прописывая список 6 дел на завтра – так вы чётко понимаете, приведут ли эти дела к той цели, которую вы хотите достичь. Также стоит ставить краткосрочные цели на неделю и потом делать недельный отчёт – такой же принцип можно внедрить и в компании, что позволит держать руку на пульсе. Ещё один хороший инструмент – составить карточку персонала. Т.е. прописать сильные стороны сотрудника, его мотивацию работать и «пусковые кнопки», надавив на которые можно мотивировать его выполнить задание.

По словам Туткевич, люди мотивируются разными способами, но в основном – это денежное вознаграждение или же признание.

Моя задача — построить сильную команду, с ней я сама становлюсь сильнее. Сильная — поднимет на вершину, слабая – будет тащить вниз

Национальный лидер, бьюти-експерт и бренд-амбассадор Mary Kay Ukraine Виктория Туткевич

Она также поделилась принципами лидерства как движущей силы бизнеса:

  • Обязательно хвалите и поощряйте сотрудников, это хорошо работает. Но при этом добавляйте, что «ты можешь больше», чтобы человек не почивал на лаврах. Важно похвалить прилюдно — это будет иметь большее воздействие.
  •  Чтобы команда становилась сильнее, важно построить их взаимодействие.
  •  Масштаб вашей цели определяет масштаб вашего бизнеса. Одна вы не можете стать транснациональной корпорацией. Вам нужна сильная команда.
  • Понимание ниш рынка, его потребностей и умение предложить себя и свой продукт определяют ваш успех.
  • В основе пирамиды успеха должна лежать миссия. Задайте себе вопрос: ради чего вы готовы просыпаться по утрам или не спать ночами?

На первое место вы всегда должны ставить себя: как упорядочить жизнь и бизнес так, чтобы не выгорать

Совладелица и исполнительный директор «Семьи ресторанов Дмитрия Борисова» Елена Борисова рассказала, что в их команде – 4 тысячи человек, а дома ждёт ещё пятеро детей. Благодаря системному подходу во всём ей удаётся не выгорать ни на работе, ни дома.

Главное — осознавать свои подлинные желания и право на их реализацию, овладеть тайм-менеджментом, обязательно выделять время на себя на отдых и помнить, что идеальных людей не существует.

«Мой тайм-менеджмент выглядит так: я встаю в 5 утра и до 6-ти могу провести время наедине с собой. Потом просыпаются дети, я собираю их и везу в школу. До 12:00 могу делать то, что меня наполняет: языки, обучение, сеанс с психологом, йога и т.п. С 12:00 до 18:00 — жесткий бизнес, когда все структурировано. Уже наша управляющая компания состоит из более, чем 200 человек. Я уже перешла в формат таунхоллов — это известная практика небольших собраний, когда каждый департамент ставит задачи своему департаменту на 2 недели и потом показывает результаты. Это очень эффективно — у каждого есть по 15 минут, чтобы рассказать о достигнутых результатах за 14 дней и поставить новые задачи. После 18:00 я мать и жена – забираю детей со школы, укладываю их спать. У нас правило, что все идут спать до 22:00. Перед сном я читаю книгу, т.к. сериалы не люблю», — рассказывает исполнительный директор «Семьи ресторанов Дмитрия Борисова» Елена Борисова.

Совладелица и исполнительный директор «Семьи ресторанов Дмитрия Борисова» Елена Борисова

Она рассказала, что формирует свой план на день и живёт по графику. Также она ставит цели на год, месяц и день. Такие установки помогают достигнуть максимального результата:

Помните правило Парето: 20% усилий дают 80% результата, а 80% усилий — лишь 20% результата. Если у тебя всё систематизировано, прописан план, если знаешь, где ты будешь завтра – это работает на 80%

В «треугольнике» приоритетов у Борисовой на первом месте она сама, потом идут муж, дети, родители, бизнес, друзья.

«Это не про эгоизм, а про правильную расстановку приоритетов. Часто нашей жизнью часто управляют друзья или дети. А если я найду взаимодействие с собой, то я смогу найти взаимопонимание с любым человеком», — объясняет Борисова.

Главные правила спикерки как мамы:

  • Не пытаться быть идеальной, поскольку каждая мама идеальна для своего ребёнка. Не существует норм или времени, которое нужно провести с ребенком. Делайте как вам удобно, чтобы не выгорать и не быть жертвой.
  • Помнить, что ты уже – лучшая мама для своих детей.
  • Счастливая мама = счастливый ребенок.
  • Не бояться просить о помощи.
  • Доверять себе и прислушиваться к ребенку.

Совладелица и исполнительный директор «Семьи ресторанов Дмитрия Борисова» Елена Борисова

Борисова также убеждает, что ни в коем случае нельзя не перекладывать ответственность за свою жизнь на обстоятельства. Нужно ставить цели и жить по чёткому графику, чтобы всё успевать. В бизнесе она руководствуется такими правилами:

  • Win-win – единственный бизнес-принцип.
  • Изменения – единственная константа.
  • Женщины-лидеры – гуру антихрупкости.
  • Ценности – это фундамент, креативность – главный актив.
  • Любовь в бизнесе значит не меньше, чем в личной жизни.

«Я считаю, что когда ты создаешь продукт, он должен создаваться через любовь. Необходимо делать его, как для себя. Миссия наших оресторанов — развитие гастрономической культуры Украины. Такое количество сотен тысяч людей попробовали впервые устрицу за 29 гривен в «Белом наливе», когда раньше устрицы были по $30 в ресторанах. Мы все одинаковые. Наша миссия о том, что можно быть любым и мы любого ждём. То количество молодой публики, которое у нас есть — никто не сможет повторить. Эта молодёжь говорит, мол, вы к нам относитесь как к людям. Нам не важно, насколько неформально вы выглядите или подход используете – чем неформальнее, тем лучше, мы примем вас на работу. Также мы относимся и к наличию/ отсутствию детей или наличию/отсутствию брака у вас», — говорит исполнительный директор «Семьи ресторанов Дмитрия Борисова» Елена Борисова.

Построить зрелую команду может только зрелый руководитель

Директор по управлению репутацией и маркетингом группы компаний Новая почта Елена Плахова рассказала, как растить мотивированную команду и балансировать между личными амбициями и командными целями.

«В моём понимании зрелость включает в себя несколько аспектов. Первое, это когда за все, что происходит в жизни, человек берёт ответственность на себя. Второе — он никогда никого не винит. Т.е., если команда не достигла результата — это вина команды и руководителя», — считает Плахова.

Директор по управлению репутацией и маркетингом группы компаний Новая почта Елена Плахова

По её словам, у команды есть несколько степеней развития, и на каждом из них лидер исполняет разные роли.

Детский сад. Основные характеристики: члены команды ждут конкретных инструкций, что им делать, списывают свои провалы на «плохо поставленное ТЗ», спихивают вину на другого или на то, что это не прописано в моей служебной инструкции. Роль лидера: быть воспитателем. Решение работать ли с такой командой принимайте сами — если вы готовы инвестировать в развитие команды, проводить стратегические сессии, то можете попробовать.

Один из методов — каждую пятницу разговаривать с сотрудниками о том, что происходит в их жизни помимо работы и непосредственно спрашивать о работе. Это разговор «с ребёнком», когда вы можете отловить контрольные точки, которые мешают продвинуться дальше.

Пубертат. Основные характеристики: выполняется то, что обычно и проще выполнить, все еще работают с симптомами, а не причинами. Не готовы понять, почему произошло, но готовы решить причину. Более зрелые люди, с ними можно работать. Решают то, что хочется решать и что привычнее делать. Роль лидера: менеджер по продажам.

Яркая молодость. Основные характеристики: появляется инициативность и эксперименты, зрелое разрешение конфликтов, умение вести диалог. Ориентация на data-inspired подход, люди сами принимают ответственность за то, чтобы помочь. Они делают идейные веши и готовы друг друга страховать, поддерживают, если кто то не справляется — вся команда включается. Им не делегируют задачи. Им нужно просто поставить большую цель и дать ресурс: обучение, возможность поехать на конференцию. Роль лидера: направлять, обеспечивать ресурс.

Зрелость. Основные характеристики: команда как агент изменений уровня компании, расширение сфер воздействия. Роль лидера: партнер и визионер. Выгодно растить свою команду, чтобы достигать больших вершин.

Директор по управлению репутацией и маркетингом группы компаний Новая почта Елена Плахова

Также директор по управлению репутацией и маркетингом группы компаний Новая почта Елена Плахова поделилась принципами лидерства и управления, которые помогли ей укрепить команду:

  • Вместо того, чтобы подстраиваться под систему – стройте ее сами.
  • Отсутствие иерархии. Плоская структура, в которой почти или вообще нет среднего управленческого звена, позволяет улучшить координацию и скорость обмена информацией между сотрудниками.
  • Развитие и рост команды, делать упор на сильные стороны, а не развивать слабые.
  • Громко праздновать победы
  • Убирать из команды токсичных сотрудников, поскольку появление даже одного такого сотрудника на команду из 150 человек, сделает работу невыносимой. Плахова рекомендует увольнять таких сотрудников и не идти с ними на компромиссы.
  • У конкретной победы — конкретное лицо, т.е. тот, кто больше всего приложил усилий. Этот человек должен получить заслуженную похвалу.
  • Обеспечить команде доступ ко всем ресурсам — нельзя просто дать задачу и уйти.

Встречают нас за «хардами», а провожают за «софтами»: почему важно развивать эмоциональный интеллект

Операционный директор инвесткомпании Q Partners Андрея Иванова Александра Фурсенко считает, что в современном мире «хард скиллс» — это уже база, а «софт скиллс» — те дополнительные навыки, которые ставят вас в выигрышное положение. Среди таких скиллов – эмоциональный интеллект, над которым нужно работать абсолютно всем.

«Думаю, многие читают много литературы про то, как управлять командой, но прочитать и законспектировать — недостаточно. Есть ещё человеческий фактор – в офисе работают люди с живыми потребностями, которые имеют свои ожидания и травмы, имеют альтернативную точку зрения. Если рукоовдитель не ставит задачу развивать эмоциональный интеллект — у него нет шансов быть эффективным», — считает Фурсенко.

Операционный директор инвесткомпании Q Partners Андрея Иванова Александра Фурсенко

По её словам, быть рациональной и с холодным рассудком – уже не работает, поскольку вы должны понимать, что беспокоит вашего сотрудника, чтобы выстроить коммуникацию. Поскольку его настроение – повлияет в целом на успех вашего бизнеса.

Спикерка предоставила конкретные инструменты для развития эмоционального интеллекта:

  • Научиться распознавать свои эмоции и эмоции своих коллег.
  • Регулярно собирать фидбеки. Можно использовать метод «один на один» — разговаривать с каждым сотрудником по отдельности, чтобы в живом диалоге получить обратную связь от подчиненного, понять его ожидания, как на него/нее повлияли ваши решения. Также работает такой инструмент, как опрос 360 – его стоит проводить раз в год. Оценивают сотрудника методом 360 градусов посредством опроса его окружения: начальника, коллег, подчиненных. Если к оценке присоединяются иные заинтересованные лица (потребители, клиенты, поставщики, партнеры), то метод 360 трансформируется в методику 540 градусов.
  • Обращаться за помощью.
  • Регулярно отдыхать.
  • Развивать эмоциональное здоровье  – это хобби, любимое занятие, которое будет приносить гармонию и драйв, это источник вашей жизненной энергии.

Совершенный менеджер — мифическое существо как единорог: почему перфекционизм может вредить бизнесу

Вы не можете знать абсолютную истину — как правильно развивать бизнес, что точно сработает, как правильно коммуницировать о предстоящих изменениях. Для этого нужна сильная команда, а как её сформировать – рассказала генеральный директор Philip Morris Moldova Елена Науменко.

При формировании команды обратите внимание на кандидатов с потенциалом. Важно не то, что человек знает и умеет сейчас, а то, чему он научился, и какого прогресса достиг в своей сфере деятельности.

Сильная команда – это слаженная работа. А это возможно только тогда, когда в нем присутствует разнообразие личных качеств и подходов к решению проблем. Именно поэтому, нанимая нового члена команды, задайте себе вопрос «Принесет ли этот сотрудник разнообразие в команду и как в результате изменится динамика работы?» — Для лучшего понимания, как эффективно взаимодействовать в команде, вы можете внедрить тестирование личности по системам MBTI или DISC.

Генеральный директор Philip Morris Moldova Елена Науменко

Она также рассказала, что часто женщины, которые становятся руководителями, переживают, что не справятся. Особенно, если в их подчинении мужчины.

«Так произошло со мной. В команде из 100 человек было лишь 25 женщин, а в моём подчинении оказались 5 мужчин с опытом продаж большим, чем мой опыт в компании в целом. Вопреки опасениям – этот период стал временем разрушения гендерных стереотпиов. Я зря переживала. Если ты стремишься укрепить бизнес, адекватно вознаграждаешь подчиненных, предоставляешь возможности для роста и поддерживаешь разнообразие в коллективе – ты хороший руководитель независимо от пола», — рассказывает Науменко.

Генеральный директор Philip Morris Moldova дала советы руководительницам: меньше сомневаться, делиться опытом с другими женщинами и прочитать книгу Шерил Сендберг «Включайся!».

Материал подготовила Ярослава Жуковская