«Эй, женщина!», или Чего не стоит делать воспитанному человеку

Советы от эксперта по этикету Анны Чаплыгиной

Наши привычки и взгляды на жизнь стремительно меняются, соответственно, устаревают и определенные правила этикета, взамен же появляются новые и более актуальные для сегодняшнего ритма и быта. О том, что стоит и не стоит делать современному воспитанному человеку рассказывает эксперт по этикету и моделированию поведения Анна Чаплыгина.

Многие люди этикет воспринимают как ограничение и подавление личности. Предлагаю посмотреть с другой стороны. Представьте, что рядом с вами есть человек, которого вы искренне уважаете и любите. Как проявить свое отношение, кроме того, чтобы каждый раз повторять «я вас так люблю, так уважаю»? Конкретными действиями. «Правила» этикета таким образом и сформировались и продолжают формироваться — от сердца, души и из уважения, с чувством заботы о другом человеке. И если разобраться в смысле того или иного правила, вы увидите, что все они очень практичны.

Что нового в этикете

В западных странах уже считается нормой, а мы еще только осознаем, — в бизнесе нет «мальчиков» и «девочек». То есть гендерная принадлежность не является основополагающим фактором в поведении и знаках внимания. Это ключевое отличие светского этикета от делового — меняется субординация, кто кому будет оказывать знак внимания.

В светской ситуации мужчина ухаживает за женщиной, младший — за старшим. Если и пол, и возраст одинаковы, то мы учитываем социальный статус, но на самом деле это относительно. Скорее, первым знак уважения проявит тот, кто лучше воспитан. А в деловой среде: если руководитель — мужчина, а секретарь или помощник — женщина, то кто перед кем открывает дверь? Тут на первом плане статус. И не важно, кто мужчина, а кто женщина. Секретарь (подчиненный) будет ухаживать за начальником, какого бы пола или возраста тот ни был. Соответственно в бизнесе тот, кто ниже по статусу, оказывает знаки внимания тому, кто выше по статусу. Если статусы одинаковы, то мы учитываем возраст — младший оказывает знак внимания тому, кто старше. И лишь если абсолютно все критерии одинаковые, тогда учитывается пол.

Что может измениться в ближайшем будущем

Сегодня популярны тренинги по личностному росту, люди увлечены саморазвитием, осознанием себя — у людей меняется самооценка. Это прекрасно. Потому что когда у человека с самооценкой есть проблемы, то правила этикета воспринимаются им как принуждение к подчинению или же служат возможностью самоутвердиться за счет других.

Когда же с вами все хорошо, вам хочется и заботиться, и принимать заботу. Это и есть источник «этикетного» поведения — здоровая самооценка, уважение к себе и другим, проявление этого уважения в конкретных действиях. Поэтому я предполагаю, что чем больше будет осознанных людей, со здоровой самооценкой, тем больше будет потребность в достойном, уважительном взаимодействии. Главное — создать в обществе критическую массу таких людей. Тогда и в целом обществе правила игры изменятся. Но начинать нужно с себя.

Не по этикету

Есть много устаревших привычек, которым большинство из нас следует автоматически, не задумываясь об их сути. Например, мы часто окликаем незнакомых людей на улице словами «женщина» или «мужчина». Но «мужчина» и «женщина» — это не форма уважительного обращения, а определение пола человека. Обращаться так к людям — все равно, что подзывать к себе собаку, уточняя ее пол. Но мы продолжаем так говорить, потому что не задумываемся.

«Эй, женщина/мужчина!». Если мы увидели, что впереди идущий человек что-то обронил, то стоит его догнать и отдать потерянную вещь со словами «простите, вы уронили». В русском языке нет уважительного обращения к человеку (что можно считать показательным). До революции это были «госпожа/господин», но сегодня вы встретите такое обращение скорее на официальных встречах — «господин президент».

«Леди, которая сидит рядом с водителем — не леди». Это слова Эмили Пост, которую называют «матерью американских хороших манер». Фраза начала ХХ века, когда автомобили были предметом роскоши, а за рулем сидел профессиональный водитель. Понятно, что сегодня эта фраза не актуальна, потому что автомобили есть у многих и за рулем обычно сидит владелец. Самое почетное место в личном автомобиле как раз рядом с водителем. А вот в служебном автомобиле, за рулем которого сидит профессиональный водитель, лучшие места — сзади. Кстати, такси — это служебный автомобиль.

Мужчина должен открыть дверь и подать руку. Раз уж заговорили об автомобилях: должен ли мужчина всегда открывать дверь машины и помогать женщине выйти? Вспоминаем, когда появились автомобили, люди какого достатка, социального статуса ими владели и какой была их одежда в то время. Конечно, без помощи мужчины женщинам в длинных платьях, корсетах, на каблуке было бы сложно. Сегодня бытовые условия изменились. У нас другая одежда, другие ситуации. Чаще всего за покупками мы отправляемся в удобной одежде — у женщин это брюки и устойчивая обувь. Женщины реально могут выйти из машины сами. Но если мы приехали к ресторану в вечернем платье с длинным подолом, в обуви на каблуке, в руках клатч, то помощь мужчины — это уже не просто красивый жест, а практическая необходимость. Если видите, что мужчина не догадывается помочь, то не надо устраивать экзамен по этикету, просто попросите его открыть вам дверь и подать руку.

«Уступите место!». Так же я рекомендую поступать и в общественных местах, когда вам необходимо сесть. Не все люди намеренно не хотят уступать место. Бывает, что сидящий человек задумался над чем-то своим или зачитался. Так действительно иногда бывает. Или же по женщине не всегда можно определить, беременна ли она. В любом случае, если вы чувствуете себя нехорошо, то не стоит ждать, пока это заметят, не надо нависать над человек и смотреть на него с укором. Просто попросите.

Это нормальная, здоровая коммуникация — озвучивать свои потребности и просить о помощи. Если человек не захочет уступать — это уже говорит о его воспитании.

Неформальные отношения на работе

Да, на работе мы не мужчины и женщины, а в первую очередь профессионалы. Но со временем у нас появляется история отношений и грань между деловым и светским взаимодействием размывается. Насколько бы теплыми и дружескими не стали отношения, всегда стоит держать в голове, что на работе это деловые отношения и перед клиентами или сторонними гостями о деловой субординации забывать не стоит. Если коллега-женщина предпочитает сама открывать перед собой дверь, то не надо принуждать ее к светскости. Возможно, таким поведением она без лишних слов подчеркивает деловой характер ваших отношений.

Также нужно следить за тем, чтобы неформальные знаки внимания не сковывали другого человека. Возможно, ему не хочется более теплых отношений. В нашем поведении важно не только то, правильно мы делаем или нет, а приятно и комфортно ли второму человеку во взаимодействии с нами.

Подготовила Катерина Савенко

— Читайте также: Больше разного, чем общего: Что думают мужчины и женщины о вызовах, стоящих перед ними

Мы в Facebook