Константин Меладзе о профессии музыкального продюсера и композитора

О том, кто добивается успеха в музыкальном бизнесе, как рождаются хиты и какую музыку слушает сам композитор

Профессия композитора многим кажется такой легкой и романтичной… Ну что стоит в порыве вдохновения написать хит? А если ты еще и музыкальный продюсер, то наверняка сумеешь этот хит правильно протолкнуть. Константин Меладзе, композитор, музыкальный продюсер, в рамках встречи «Inspired by Константин Меладзе. Путь моего Я» в INVERIA flow space рассказал о том, какой ценой достигают успеха музыканты на пути к творческому Олимпу, как не потерять интерес к своей работе, и почему профессию музыканта нельзя называть «работой для белоручек». 

Как становятся известными музыкантами

Когда я учился в музыкальной школе, педагоги мне твердили, что я бездарен. Со мной занимался парень, он играл так, что у меня было абсолютное ощущение неполноценности и какой-то ущербности. Его все время ставили мне в пример. Но спустя годы он стал заниматься производством обуви, а я остался в музыке. Почему так произошло? Он был музыкантом, который блестяще играл чужие произведения, но не мог придумать своих оригинальных. Я играл хуже, чем он, но со временем я научился придумывать свою собственную музыку. И эта музыка вызвала отклик у большого количества людей. Удачливее тот, кто не просто реализовывает чужие идеи, а тот, кто придумывает свои.

Мы с Валерой начали занимать музыкой в 1985 году, и только в 1995-м стали популярными. Уже в 1991-м я написал альбом, мы его возили, пытались везде пропихнуть, но на тот момент это был не формат. Тогда слушали Газманова, «Кар-мэн» — бойкую такую музыку, а у нас она была какой-то высокопарной, лирической со сложными текстами. Но только в 1995 году мы выстрелили, пришел наш черед. Так что главное — запастись терпением, если вы хотите чего-то большого добиться, и кайфовать от всего процесса.

Каким образованием должен обладать музыкальный продюсер

Музыкальных продюсеров в нашей стране очень мало, это профессия комплексная, которая включает и бизнесмена, и автора музыки, и в какой-то степени режиссера, и клипмейкера. Ведь мало того, что я курирую свои проекты, я же их еще финансирую сам. Это требует определенных навыков, знаний, образования как музыкального, так и технического какого-то.

Мне кажется, профессии продюсера научить невозможно, это такая штука, которую ты сам постепенно осваиваешь. Я не воспитываю каких-то певцов. Дело в том, что люди ходят на концерты ради людей, ради того, чтобы увидеть какую-то личность, которая служит для них примером, может дать какой-то импульс. Я на всех кастингах выискиваю не вокалистов в чистом виде, я ищу людей интересных, харизматичных, которых уже потом можно научить вокалу, хореографии и т.д. Самый большой дефицит в шоу-бизнесе — это именно личность, которая притягивает к себе внимание, способная повести за собой огромное количество людей. Скучных и заурядных людей очень сложно сделать звездой.

Как не потерять интерес к профессии

Я много телевизионных проектов запускал в своей жизни и уходил из них, хотя это очень интересно и хороший источник дохода. Но я уходил, потому что это превращалось в ежедневное хождение на работу, рутинные мероприятия, которые меня всегда пугают, потому что музыкант не может так жить — музыкант должен ощущать себя свободным. Я расставался с потрясающими проектами, артистами на самом пике, но когда мне надоедает что-то, я оставляю это и ухожу. Многие люди не понимают меня — ведь куча же денег, но никакими деньгами меня не усадить за клавиши, если мне не хочется.

Переход со ступеньки на ступеньку наступает тогда, когда тебе надоедает ходить на этой самой ступеньке взад-вперед, — психанул и пошел дальше. Самое главное — не терпеть. Есть люди, у которых все плохо, а они терпят и думают, что все само собой пройдет. Нельзя терпеть — это самое главное.

Каким качеством необходимо обладать, чтобы добиться успеха

Чем выше забираешься на Олимп, тем людей, которые благоприятствуют этому, — меньше, потому что, как ни крути, тебе приходится их выпихивать локтями на этом пике. Это все происходит не только, потому что ты талантливее или способнее, главное — быть упрямее, иметь мотивацию. Талант талантом, но должна быть сила воли в том, что ты делаешь, и жадность до работы. Без маниакального труда и огромных усилий невозможно ничего добиться.

Ну и желание быть первым — неотъемлемое для любого карьериста. В нашей творческой профессии важно хотеть быть единственным в своем роде. Если этого качества в тебе нет, то ничего не получится.

Преимущества и недостатки профессии

Работа музыкантом может показаться кому-то легкой — для белоручек. Ну подумаешь, сел, написал что-то… Работа в принципе веселая, но не всегда. Бывает очень тяжело. Но я люблю все этапы процесса. Взять, например, запись симфонического оркестра в 75 человек. Слушаешь каждую скрипочку, потом сидишь вычищаешь, сводишь в студии по 10 часов месяцами сам. Это очень кропотливый труд, который требует любви к каждому этапу. Вот поэтому я так долго занимаюсь этой работой.

Как рождаются песни

Для меня быть автором песен в чисто виде очень скучно. Нет ничего более зависимого, когда ты пишешь песню и пытаешься ее продать. Поэтому я , собственно, и не продал ни одной песни в своей жизни. Я пишу песни для своих проектов. Самые возвышенные песни рождаются, когда человек находится в состоянии влюбленности. Тут ничего нового я не открою. Потом, когда эта влюбленность превращается в сильную и спокойную любовь, все равно воспоминания о влюбленности остаются в человеке на всю жизнь. Как я пишу песни? Дело в том, что в мозгу появляется какая-то благостная тишь, как по утрам на рассвете. И музыка, которая рождается в голове, она очень тихо звучит, главное — ее расслышать. Для этого надо быть в особом состоянии, когда ты суетишься, бегаешь, это невозможно.

У меня есть песни, которые я написал за 20 минут и которые все знают и поют уже давно, а есть те, над которыми работал по месяцу, и которые не пошли. Почему? Не знаю, сложно сказать. Это какие-то тонки материи, попадание в струю, настроение людей.

Что читать и слушать

Лет с 10 и до 25 я не читал книги, а просто их проглатывал. У бабушки для тех времен была потрясающая библиотека в Батуми. Чарльз Диккенс, Джек Лондон… Я прочитал огромное количество прозы и поэзии, причем я не просто читал книги, у меня в голове было настоящее 3D — так четко я представлял себе лица героев, места и прочее. И могу с уверенностью сказать, что эти книги сформировали мой багаж, с помощью которого я и пишу песни всю жизнь.

А вот что касается музыки… В машине я не слушаю песни, включаю разговорные радио, новости. Дома у меня встроены колонки в потолок, — он высоченный. И вот когда утром выхожу на завтрак, то чаще всего включаю в эти колонки Моцарта. Очень много слушаю сейчас симфонической музыки, и поверьте, там огромное количество информации, которую можно использовать и в поп-музыке.

— Читайте также: Анна Завальская о профессии эстрадной певицы