Свой чужой: Понять и раскрыть подростка

Шесть советов родителям дает педагог Надежда Владыкина

10.08.2017

Мы регулярно пишем о достижениях украинских школьников, их победах на различных международных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Одну из таких побед одержали Михаил Корешков, Игорь Жуковский и Инга Манжуленко, которые вошли в двадцатку лучших на всемирном конкурсе робототехники FIRST Global 2017, прошедшем в июле в Вашингтоне. Работу ребят, в рамках партнерства с международными программами по робототехнике курировали компания «Пролего» и ментор Надежда Владыкина. Для WoMo она рассказала не только о своей работе, но и дала советы родителям, как найти точки соприкосновения с подростками, понимать их и раскрывать таланты.

Мы занимаемся с детьми от трех до 16 лет, в каждой группе свои модели и задачи, дети работают с разными конструкторами Lego, от кубиков и до программируемых роботов. Для детей каждого возраста мы разрабатываем свои программы. Сначала я работала с пятилетними детьми, а теперь переключилась на робототехнику для подростков 15-18 лет. И с одной из своих команд я ездила в Вашингтон. Мы пытаемся, чтобы в Украине появилась более сложная робототехника, ведь если для малышей есть конструкторы и различные программы на их основе, то для детей старшего возраста у нас мало возможностей, а ведь этот инструмент существует, и в мире он популярен.

В Вашингтоне меня поразил размах мероприятия, а также то, что для стран Африки, Латинской Америки робототехника – это серьезное направление, у которого есть поддержка. Ею занимаются в основном университеты. Собрать 157 стран и 163 команды детей – большое достижение, ни одна программа по робототехнике этим похвастаться не может. В нашей команде трое совершенно разных детей, и мне было нужно найти к ним подход, научиться проявлять эмпатию. Они непохоже реагируют на разные ситуации, и с одним ребенком нужно быть пожестче, а на другого переложить часть ответственности, так как именно это раскрывает ребенка. Мы прошли путь от присматривания за реакциями друг друга и до дружбы и доверия.

1. Дайте ребенку понять, что вы – тоже человек

Есть очень простой метод работы с детьми – если тебе плохо, нужно сказать об этом. Дети очень реагируют, когда ты открыто говоришь о своих чувствах, а не кричишь на них. Если ты признаешься, что ребенок причиняет тебе дискомфорт, делает неприятно, он прислушивается к этому. И это работает не только с подростками, но и с десятилетними детьми, например. Показывать себя не как преподавателя, а как человека, который старается им помочь, направить, и у него есть чувства такие же, как и у них, дети соотносят это со своими собственными чувствами и понимают взрослого. В Вашингтоне у нас были ситуации, которые мне не нравились, и я об этом честно рассказывала, то подростки увидели свои проступки со стороны и сделали выводы. И такой «разбор полетов» позволяет развить не менее важный эмоциональный интеллект, роль которого в нашей жизни сильно недооценивают. Ребенок учится соотносить свои поступки с чувствами, которые они вызывают у окружающих людей.

2. Ваш ребенок не так инфантилен, как вы думаете

Несмотря на свой юный возраст, подростки уже взрослые самостоятельные люди. Ты даешь им пять минут, чтобы они привели свои чувства в порядок, и они успокаиваются, делают выводы и признают свою вину. Если говорить о традиционной системе, то учителя либо сразу ругают детей, либо начинают утешать. Многие взрослые просто не дают ребенку успеть прийти в себя и осознать свой поступок, сразу выносят вердикт. А дети сейчас взрослеют гораздо раньше, чем мы, у них большой кругозор, другая жизнь, и им проще воспринимать взрослое к себе отношение. Они прекрасно понимают, что, несмотря на дружеские отношения, я несу за них ответственность, поэтому нужно соблюдать субординацию. Дружеские доверительные отношения тоже очень важны, ведь я многие вещи могу отдать под их ответственность.

Нынешние подростки хотят очень много делать, в свои 15-16 лет они уже готовы начать взрослую жизнь, открывать стартапы. И это не просто разговоры, они предпринимают попытки, для них это важно. Ведь система образования, и не только украинская, но и зарубежная, не даст им столько, сколько такие проекты, программы и собственные разработки. От этого они получают не только море удовольствия, но и массу знаний. Но очень важно, чтобы дети доводили свое дело до конца, и здесь взрослым нужно им помогать, направлять и стимулировать. Мне кажется, дойти до конца подросткам самостоятельно сложно. Такие проекты, как робототехника, позволяют поставить задачу, разбить ее на определенные этапы, контролировать их выполнение, а еще и работать в команде и ставить четкие дедлайны и придерживаться их. Это очень дисциплинирует.

3. Продлите вашему подростку детство

В подростках есть и достаточно детства – им нужно и шариками побросаться, и посмотреть кино о роботах, и пиццу съесть. Но быть детьми им труднее, ведь на них валится слишком много информации, перед ними ставятся жестокие выборы. Я часто слышу, что дети хотят идти только в IT-образование, потому что это принесет прибыль. На мой взгляд, это неверно – если гнаться только за деньгами, то вас ждет только разочарование и ощущение потерянного времени. А любимое дело оставит за собой багаж приятных ощущений.

4. Выясните, почему он уходит в свой мир

Родители часто пытаются реализовать свои мечты за счёт детей. Количество кружков, в которые они записывают своих детей, меня повергает в шок. А когда они будут постигать окружающий мир просто так? Ребенка в пять лет записывают на французский, испанский, плавание и танцы, а ему в этом возрасте нужно выйти во двор с другими детьми и покидаться камнями. Это процесс социализации, когда нужно понять, что есть девочки и мальчики, что есть личное пространство и общественное. Не нужно перегибать палку.

Если ребенок гонится за удовольствиями, то, возможно, за их счет он пытается получить то, что он недополучает дома. Давайте попробуем понять, чем для него являются его посиделки в планшете, почему они гонится именно за этим удовольствием, что оно ему приносит? Может, стоит направить это удовольствие в полезное и нужное русло? Давайте выясним, что ребенку нравится, может, получится это превратить в хобби или стартап. Но родители не всегда хотят видеть свои ошибки, и это тоже большая беда. Я считаю, что этот эгоизм перекрывает видение в ребенке личности. В то время как родители пытаются навязать ребенку свои желания, он убегает в развлечения, ведь он хочет своей, а не чужой жизни.

5. Помогите подростку раскрыть свою силу

Родителям важно открывать талант в ребенке. Вкладывание денег помогает, доступ к технологиям важен, но так же важна моральная поддержка и вера в ребенка. Не нужно голословно убеждать ребенка, что он добьется успеха во всем, важнее привить ему уверенность, что все, что он делает, правильно – это опыт, который его раскроет. Благодаря этому ребенок приобретает внутреннее спокойствие, которое во взрослом возрасте превращается в уверенность в своих силах. Благодаря этой вере в ценность опыта ребенок будет более успешным, с рациональным взглядом на вещи.

Я бы не сказала, что психология мальчиков и девочек существенно отличается. Когда девочка заинтересована в той же сфере деятельности, что и мальчики, они все ведут себя на равных. Это крайний случай – когда девочки впадают в погоню за особями мужского пола и перебарщивают в этом. Когда идет работа над интересными проектами, все поступают одинаково, это выражается и в принятии ответственности, и в выполнении задач. Хотя я думаю, что различия между мальчиками и девочками нужно учитывать, все-таки это основа понимания полами друг друга и дальнейшей семейной жизни.

На мой взгляд, природная стихия девочек – организация, менеджмент, им нужна многозадачность, а у мальчиков, наоборот, отлично получается выполнять задачи, требующие концентрации. Поэтому в команде они прекрасно дополняют друг друга. Важно чтобы из-за ложного престижа девочки и мальчики не пытались делать не свое дело. Да, есть концепция о том, чтобы выходить из зоны комфорта. Но также важно развивать свои сильные стороны и делать то, что удается. Для подростков очень важно выбрать то, в чём они талантливы, осознать свою силу и пользоваться ею. А таланты бывают разные – управлять людьми, быть в правительстве или открыть свой цветочный магазин.

У нас мало девочек среди воспитанниц. Девочка в моей группе сначала хотела пойти просто на программиста, но потом она поняла, что ей интереснее анализ данных. Ведь сейчас популярны нейронные сети, искусственный интеллект, и ей интереснее анализировать и сравнивать, чем писать код. И благодаря проекту она поняла, чем действительно хочет заниматься.

6. Не преуменьшайте, но и не преувеличивайте школьный опыт

Без школы никак нельзя, потому что она дает абсолютную социализацию. Несмотря на все недостатки системы образования, дети в школе получают самое главное – друзей. Ведь самые крепкие дружеские связи идут со школьной скамьи. Система постепенно меняется, они приходит к лучшему. Также важна мотивация ребенка учиться, его желание получать знания. В школе тренируется много важных навыков – развивается память, формируются новые нейронные связи. Родители со своей стороны должны дать понять ребенку, что школа – важный этап в жизни, но не впадать в крайность и делать упор только на оценки, они уже никому не нужны. Сейчас дети намного увереннее в себе, и им комфортно в школе, потому что они знают, чего стоят. Я знаю много ребят, которые занимаются самообразованием. И несмотря на окружение, они не пускают внутрь себя злобу, неприязнь. Если ребенок уверен в себе, если в него верит семья, то ему всё равно, что на него кричат, и какие у него оценки.

Беседовала Галина Ковальчук. Фото: Джулия Алторк, из личного архива Надежды Владыкиной.

— Читайте также: Элиса Би Олсен: «В нашем поколении слишком много воображаемого и слишком мало опыта реального мира»