В период, когда многие болеют коронавирусом, ситуация, когда оба взрослых в семье заболели, а их ребенок находится все время рядом, не редкость. И, конечно, в такой ситуации дети подвержены страхам и тревожности. Психолог Светлана Ройз в своем Facebook написала советы, как вести себя в таком случае.
Что делать, если родители нездоровы, а рядом ребёнок, который, возможно, впервые видит, что мама лежит, не может играть, слаба. Или мама и папа непривычно себя ведут, непривычно реагируют на ребёнка. Или к маме и папе могут не пускать в комнату. Помните:
- Все, что непривычно — вызывает тревогу.
- Ребёнок чувствителен не только к действиям, информации — а и к интонациям, невербальным сигналам. И нам может казаться, что ребёнок многого не понимает.
- Даже самому маленькому ребёнку важно сказать: «Мама/папа болеет, точнее, выздоравливает. У неё болит голова. Вот тут. И чтобы она скорее выздоровела, ей нужно много спать, пить воду, пить лекарства. Горькие и сладкие. И нужна наша забота. С каждым днём мы все ближе и ближе к здоровью».
- Дети не осознают того, что сложно увидеть, пощупать. Можно показать: он/она уже вот насколько здоровее (разводить руки в стороны).
Далее стоит объяснять ребенку, что происходит: «Слышишь, мама кашляет (дети часто боятся кашля родителей сильнее, чем своего) — у неё вот тут (показать на грудную клетку) находятся микробы и из-за них она кашляет. Это громко? Испугался? Давай представим, что мама выкашливает микробов, как будто мусор из себя выбрасывает. Проветривает комнату и комната очищается».
Можно, ничего не говоря о кашле, поиграть с ребёнком в собачек (лающих и виляющих хвостом) — вместе с ним лаять друг на друга (чтоб он переставал бояться звука кашля).
Останні новини
- Альона Тимошенко: “Мій принцип – щодня робити добру справу і придумувати нову ідею”
- 6 фільмів з надихаючою атмосферою осені, які варто подивитись
- 6 корейських дорам, які вийдуть у жовтні 2024 року
- «ДНК. Свої» у пошуках правди: 15 мільйонів проти позашлюбної дитини
- 7 книжок про життя відомих людей Новости на главной
Можно каждый раз, когда слышен кашель, говорить: «Мама\папа кашляет. Давай пожелаем здоровья! Будь здоров\а!»
А взрослому ребенку важно сказать, что родитель заболел – выздоравливает, что сейчас для него важно, что ему поможет и что порадует. Важно сказать, что ситуация под контролем. И теперь всем нужна внимательность и, по возможности, хорошее настроение – давай придумывать сюрпризы и шутки. Ребенку важно быть включенным в семейную ответственность и иметь возможность на что-то влиять: он может делать чай, покупать продукты, проветривать, взять на себя ответственность за младшего ребенка или домашнее животное. Нам важно ответить на вопросы ребенка. Возможно, показать результаты анализов – и наглядно рассказать о динамике (выздоровления).
Сейчас особенно важна предсказуемость и повторение привычных действий. В частности, режим дня, то, что привычно воспроизводилось вторым родителем или бабушками-дедушками. (Привычные действия, тормошилки, слова, одежка, последовательность действий, мультфильмы, книжки перед сном…).
Реакция ребёнка:
- он может задавать вопросы, на которые важно коротко и спокойно отвечать;
- ребёнок может злиться. Это совершенно нормальная реакция. Фрустрация и злость, желание, чтобы все быстро вернулось и было по-прежнему, потребности удовлетворялись, мир опять был безопасен и крутился вокруг ребенка;
- у ребёнка может чаще проявляться истерика;
- старший ребенок может маскировать свою тревогу – быть более отстраненным, агрессивным, может полностью переключиться на учебу или друзей. Может делать вид, что ничего не происходит (это еще один повод с ним поговорить).
Нам важно не просто повлиять на поведение, не просто его остановить, поведение изменится, когда мы поймём, что ЗА ним скрывается — страх, тревога?
С ребёнком, который ещё не умеет говорить (да и тем, кто давно умеет), мы перечисляем (с вопросительной интонацией) то, что он может чувствовать: ты боишься, ты хочешь на ручки, ты соскучился, ты хочешь поиграть, ты злишься? И только потом предлагаем действие. Наши слова «прекрати немедленно», попытки рационального воздействия, шантаж, обвинения — вряд ли помогут. Чем младше ребёнок, тем сильнее реакция, потому что меньше возможности самому осознать и «покрыть» свои потребности.
Нам важно фокус внимания переводить туда, на что прямо сейчас мы можем повлиять. И мечтать о будущем. Когда все будут здоровы и опять все смогут быть вместе.
Что может маленький ребёнок:
- рисовать маме-папе открытку;
- подсовывать под дверь письмо (рисунок);
- мыть своими ручками овощи/фрукты, перемешивать салат;
- мы можем заранее покупать уже нарезанный хлеб и сыр внарезку — просить, чтобы ребёнок сам делал бутерброд маме/папе;
- петь «песню здоровья».
Что может взрослый ребёнок:
- играть в доктора с игрушками, с любыми докторскими наборами. Если к родителю можно подходить — играть с ним;
- перестукиваться (у нас в семье есть секрет — мы стучим перед сном в стену «тук… тук-тук… тук-тук» — я тебя люблю);
- протянуть плотную нить под дверь. Мама берет клубок, у ребёнка конец нити. Можно натянуть ее, и дергать за ниточку, передавая сигнал «я с тобой»;
- если есть силы, петь вместе из разных комнат любимую песню;
- присылать свои фото и маленькие видеоприветствия на телефон второго родителя или взрослого.
Если ребёнок боится заболеть, да и для профилактики:
- с ребёнком можно играть в «щит здоровья», делая глубокий вдох, и на выдохе ребёнок делает резкое движение руками сверху вниз, вокруг себя ручками, как будто создавая светящуюся защиту;
- ну, и ещё — сейчас пригодятся любые упражнения, связанные с длинным выдохом: мыльные пузыри, шарики, скороговорки, песни, «конфетный бой» — дуть, перемещать обертки от конфет друг к другу, удерживать пёрышко или шарик в воздухе дыханием.