Почему следующим Стивом Джобсом будет женщина

Новая волна успешных женщин-предпринимателей

женщины и предпринимательство

Давайте проведем небольшой наглядный эксперимент. Назовите пять предпринимателей, которых можно назвать иконами бизнеса. Ответ: Стив Джобс, Элон Маск, Ричард Брэнсон, Марк Кубан и Билл Гейтс. Вместо некоторых из перечисленных в ответах встречаются имена Марка Цуккерберга и Тони Шея. Ответы могут немного разниться, но в одном они одинаковы: все перечисленные бизнесмены – мужчины. В принципе, многие в этом не видят такой уж проблемы. В конце концов, многие люди по всему миру получили только пользу от работы этих замечательных мужчин: рабочие места, новые технологии. Какая нам разница, что у них всех «играет» хромосома-Y?

Две большие разницы

На самом деле, пол ведущих предпринимателей планеты имеет значение. Ведь если принято считать бизнес ключом, который открывает миру человеческий потенциал, то на данный момент реализована только половина человеческого капитала. В США женщины являются владелицами 36% предприятий. Однако такое положение дел можно считать вчерашним днем. Очень скоро мы будем наблюдать огромную волну успешных женщин-предпринимателей, и многих из них – на первых позициях списков икон бизнеса благодаря их лидерским качествам, разностороннему опыту, образованию, таланту. Мужчины тоже меняются, учатся видеть перспективу там, где раньше, казалось, ее и быть не могло, инвестируют в женский бизнес и поддерживают женщин-предпринимателей, а это означает больше рабочих мест, больше инноваций и больше вдохновения для новых поколений предпринимателей.

Предпосылки для радикальных перемен

Что же дает нам основания для столь радужных ожиданий? Только цифры, факты, статистика. В июле этого года платформа для стартапов First Round Capital обнародовала интересные цифры, которые говорят о том, что если при старте женщина получает равные с мужчинами возможности, то ее бизнес растет быстрее. Не так же хорошо, как у мужчин. Лучше! Фирма, занимающаяся посевным финансированием отследила судьбу 300 своих инвестиций в 600 компаниях, и выявила, что если в компании есть хоть один соучредитель-женщина, то показатели компании были лучше в среднем на 63%, чем у «чисто мужских» команд. Точно также Фонд Ewing Marion Kauffman показал, что частные компании, занимающиеся разработками и услугами в сфере технологий имеют более высокий (+35%) оборот инвестиций, если глава компании – женщина. Получая венчурный капитал, компании с руководителем-женщиной производят на 12% дохода больше, чем аналогичные компании, во главе которых – мужчина. А вот исследование, проведенное компанией Illuminate Ventures, показывает, что женщины используют капитал более эффективно.

work

Женщины – лучшие лидеры

Оказывается, по рейтингу лидерских качеств женщины намного опережают мужчин. Так, в 2011 году, «Зенгер Фолкман», консалтинговая компания, специализирующаяся на развитии лидерского потенциала, попросила своих респондентов оценить свыше 7 тысяч лидеров по 16 чертам характера, которые формируют выдающихся лидеров: от инициативности до честности и моральной устойчивости. И вот, женщины получили лучшие, в сравнении с мужчинами, оценки по 12 из 16 параметрам. В том числе по двум, являющимся мужской прерогативой благодаря вековым стереотипам: вождение и инициативность. Женщины получили намного более высокие, нежели мужчины, оценки во всем, что касается лидерства.

Опыт – великое дело

Кроме нужных личных качеств, лидеру необходим опыт. Мы много слышали о 20-летних, которые бросают учебу Стенфорде, чтобы сделать кучу денег с нуля, но, на самом деле, большинству предпринимателей необходимы соответствующее образование и связи для того, чтобы основать компанию. Женщины начинают и лидируют: на сегодняшний день 35% выпускниц бизнес-школ – женщины, половина университетских дипломов в сфере бизнеса – тоже у них. Конечно, некоторые сферы, например, здравоохранение, являются исторически более «женскими»: например, сеть медицинских лабораторий Theranos, которую основала Элизабет Холмс стоит 10 миллиардов. Яркими примерами могут быть Шейла Лирио Марсело (Care.com), Рейчел Кинг (GlycoMimetics) и Энн Войсицки (23andMe).

Слабые места «слабого» пола

Сферы наименьшего женского бизнес-успеха достаточно ожидаемы там, где присутствует мало женщин с дипломами: например, компьютерная сфера, где у женщин только 18% дипломов бакалавра. Хотя, когда дело доходит до бизнеса, то присутствие женщины в компьютерной компании – совершенно не смертельный фактор. Наоборот, по данным того же First Round Capital, в технических стартапах присутствие соучредителя-женщины повышает успешность проекта на 31%. Но как и раньше, самой большой трудностью выхода в «большой бизнес» для женщин является отсутствие доступа к капиталу. Речь идет именно о собственном, долевом капитале. Отчасти так происходит потому, что около 94% собственников – мужчины и они часто далеки от того, чтобы понять потенциал бизнеса, направленного на женщин-потребителей. Отчасти такое положение дел связано со стереотипами, существующими в сознании и мужчин, и женщин. Показав ряд аналогичных рекламных видео, где в одних убеждает сделать покупку мужчина, а в других — женщина, исследователи получили ответы от респондентов о том, что мужчина «лучше убеждает», «лучше аргументирует», «более логичен». А между тем, тексты у «продавцов» были абсолютно одинаковые.

women_holding_hands-image

Рождение женской солидарности

Если мы хотим видеть больше женщин в бизнесе, то никому иному как успешным бизнес-леди придется вкладывать в развитие других женщин. Так, компания Golden Seeds, которая в основном состоит из женщин, покинувших в свое время Уолл-стрит, занимается финансированием женских проектов с 2005 года. Illuminate Ventures была основана Синди Падно в 2009. В 2010 венчурные инвесторы Соня Хоель и Дженнифер Фонстад организовали группу самых влиятельных женщин Силиконовой Долины, кстати, 48% предпринимателей там – женщины. Инвестиционные компании как Aspect Ventures, Cowboy Ventures, BBG (Built by Girls) Ventures, Female Founders Fund основаны женщинами, и поддерживать женщин-предпринимателей – их приоритет.

Фонд Ewing Marion Kauffman проанализировал 25 тысяч проектов Kickstarter  и выяснил, что женщины-краудфандеры чаще набирают полное финансирование, чем мужчины. Почему? Потому что женщины используют Kickstarter как средство инвестиции в других женщин.

Эта новая динамика, при которой женщины в бизнесе активно поддерживают других женщин – относительно нова. Так же, как и мужчины, женщины-предприниматели нуждаются в группах поддержки и успешных моделях, а именно этого многим женщинам не хватает. Ведь первое поколение успешных женщин в бизнесе было слишком занято борьбой с сексизмом, теперь же женщины завоевали достаточно пространства, чтобы расширять его за счет активной поддержки все новых и новых женщин-предпринимателей.

Об изменении роли женщин в современном мире приходите послушать и подискутировать 27 ноября на  SHE Congress.

По материалам: inc.com

- Читайте также: У вас дочь? Скорее всего вы ведете более социально ответственный бизнес