Правила бизнеса от участниц SHE Congress 2020

Практические советы, проверенные инструменты

Наше ежегодное мероприятие, SHE Congress, — это концентрат практических рекомендаций и только работающих инструментов для женщин в бизнесе. На сегодняшний день права в полном масштабе имеют далеко не все женщины мира, но, говоря об Украине, мы можем констатировать, что наши навыки в традиционных женских ролях отточены до совершенства. Однако время меняется, и вызовы нового времени требуют от женщин новых навыков. Мы имеем право работать и зарабатывать — но не всегда умеем это делать эффективно. Как женщине стать профессионалом и настоящим лидером, если так мешают стереотипы?

Разные и равные

Равны ли мужчины и женщины? Безусловно. Но при этом различия в физиологии изначально обусловили наши различия, которые со временем обросли вредными гендерными стереотипами. Например, гормоны. Часто люди списывают на гормоны что угодно со знаком «слишком»: сексуальную активность, агрессию, уступчивость, депрессию, эмоциональность. Как и во многих других случаях здесь дихотомия «мужское-женское» явно наделяет мужские гормоны и их действие позитивными коннотациями. Мол, тестостерон — это сила, мощь, воля к победе. А всякие там женские эстрогены и прогестероны — это включатель «мимимиметров» и беспричинных истерик. На самом деле, все гормоны есть и в мужском, и в женском организме, правда, в разных количествах. И реакция наша на выброс, например, гормонов стресса, у мужчин и женщин разная. А бизнес — это стресс. Мужчина часто выбирает реакцию «сражайся», а женщины — «защищай и объединяйся». Наверное, самой показательной ситуацией в бизнесе являются переговоры: в одном из исследований оказалось, что мужчины воспринимают переговоры как азартную игру, а женщины — боятся, как, например, визита стоматолога. Стереотипы влияют на женщин в переговорах и извне, когда над нами довлеют чужие ожидания, и изнутри — мы воспитаны в культуре, в которой «не принято», чтобы женщина была неглупой и немягкой и часто чувствуем себя виноватыми за свой успех или стремление к нему.

Переговоры и переговорщицы

Юлия Осмоловская, генеральный директор AB&D Group, которая прошла путь от атташе до советника Департамента ЕС в МИДе Украины, выступая на SHE Congress, подчеркнула, что мужчинам часто присущи конкурентный или независимый стили переговоров, а женщинам больше свойственно выбирать стиль сотрудничества. Женщины иногда слишком заботятся о том, чтобы переговоры не испортили отношения между сторонами. Однако обсуждение содержания переговоров почти никогда не портит личных отношений, если проходит в корректной форме. Тем не менее, женщины все равно не чувствуют себя уверенно в переговорах. Осмоловская предлагает такие инструменты для преодоления стереотипов.

  • Покажите вашу экспертность сразу
  • В самом начале переговоров заявите о своем статусе и полномочиях
  • Изучайте психологическую силу. Как? Перед встречей вспомните о ваших предыдущих успехах.
  • Говорите от имени компании. От женщины ведь ждут, чтобы она заботилась о других.
  • Используйте имплицитное лидерство.

Ресурсность лидера

«Хорошая команда — это сильные люди, которые идут за лидером не потому, что он умный или талантливый, а потому что он сильный», — говорила в своем выступлении Анастасия Магонова, основательница и СЕО «Magonova&Partners», «Kosatka Media». Женщины же часто начинают активную фазу построения своей карьеры с выкладки на 150%, с работы 24/7. И очень часто, добираясь до определенных ступеней в карьере, они замечают, что вынуждены игнорировать усталость, преодолевать выгорание или даже притормозить в развитии, чтобы побороть депрессию. Как оставаться в ресурсе, если для того, чтобы доказать свою компетентность, приходится зачастую работать намного больше мужчин. Та же Магонова считает, что начать нужно с подходящего хобби, например, с какого-нибудь спорта, в котором хочется выплеснуть адреналин. Нужно также не забывать об окружении и не «вариться» рядом с негативными людьми. Всегда верить в себя.

Work/life balance — миф? Многие руководители говорят о постоянной включенности в рабочий процесс, 24/7, но как часто бывает так, что в борьбе за работу мы рискуем потерять саму работу, а заодно и здоровье? В феврале 2020 года итальянские учены опубликовали исследование о важности нерабочего времени для семьи и для здоровья работников. Были опрошены 318 сотрудников компаний. Ученые пришли к выводу, что в последнее время понятие сузилось к балансу времени «работа/семья» и применяется к работникам, вернее, работницам, у которых есть дети: то есть это время для работы или для ухода за детьми. Но «жизнь» в этом термине — это больше, чем семья, чем дети, которые, безусловно, являются источником радости, но и сил на них уходит не меньше, чем на работу. «Жизнь» в формуле work/life balance — это и все то, что нас заряжает, не дает нашему ресурсу — физическому и психологическому, исчерпаться. И мы имеем на него право, даже еси у нас нет семьи и детей.

Александра Фурсенко, операционный директор инвестиционной компании «Quarter Partners Андрея Иванова» считает, что нересурсный руководитель задает модель поведения всей команде. Именно поэтому стремиться к балансу work/life — необходимость. Фурсенко советует начать с поиска активности, которая приносит удовольствие. Найдя такое занятие вносите его в ваш ежедневник, а потом неукоснительно занимайтесь запланированным делом. Это не трата времени — это незаменимая подзарядка ваших сил.

Недавние местные выборы, вывевшие в политику много новых женщин-лидеров, поставили перед нами вопрос о том, как на нашу уверенность в себе влияет система квот: женщинам часто свойственно сомневаться в своей компетенции, поэтому она может начать думать: «А что, если меня назначили на руководящую должность по квоте, а не потому что я — достойна?» Квоты в руководящих органах компаний — тоже реальность, поэтому подобные сомнения могут начать мучить и женщин в бизнесе. Об этом рассказала Ирина Милютина, советник генерального директора «Медиа Груп Украина». Просто отбросить эту мысль можно и нужно, но какие ключевые умения помогут женщине стать уверенным в себе лидером?

  • вести за собой и ясно видеть цель
  • набирать команду «своих» людей
  • соблюдать баланс между контролем и микроменеджментом
  • растить команду и себя
  • прокачивать организационные навыки
  • много общаться с командой, партнерами, ключевыми людьми по самым разным направлениям вашего бизнеса.

Постоянное развитие — ложный культ или вызов современности?

Пандемия ускорила смену прежней системы отношений и ценностей. Диджитализация сделала возможным непрерывное получение информации и передачу данных. Всего за месяц весеннего локдауна, например, в мире спрос на онлайн-курсы платформы Coursera вырос на 640%. Люди массово записывались на курсы лучших университетов, сделавшие их доступными для всех. Интересно, что лидером по количеству слушателей стал курс Йельского университета «Наука здоровья» ( The Science of Well-Being). На LinkedIn самым востребованным курсом стал «Тайм-менеджмент» — действительно, успевать все, работая удаленно с детьми дома, которые учатся удаленно, стало серьезным вызовом для многих сотрудников. Главное, о чем нам говорит возросший интерес к онлайн-курсам, это то, что люди полностью готовы к смене профессии и к приобретению новых навыков независимо от возраста. Мы все тем учимся постоянно.

Тем не менее, концепция Life Long Learning появилась еще в далеком 1971 году. Она означает, что никто теперь не обязан для успеха и счастья следовать схеме: золотая медаль-красный диплом-грамоты ударника производства-заслуженный отдых. Сменить карьеру или получить дополнительное образование сегодня — в порядке вещей в любом возрасте. Такая установка очень ценна как для руководителя, так и для всего коллектива. Валерия Заболотная, директор Academy DTEK, считает, что даже в отдельных негативных особенностях нового мышления, связанного с диджитализаций, например, в клиповости мышления есть свои плюсы: мы знаем, где нужное и важное. Если в первые 8 секунд информация нас не «цепляет», мы ее пропускаем. На этом, кстати, построены многие рекламные уловки. Компетенциями XXI века, которым следует учиться уже сегодня, Заболотная называет:

  • критическое мышление
  • креативность
  • коммуникативность
  • сотрудничество

Новые лидеры и их команды

Старая корпоративная культура свое отжила — общее мнение руководительниц, выступивших на SHE Congress. Мы декларируем новые ценности вроде гибкости и эмпатии, это прекрасно, но делаем ли мы так, как говорим? Чего стоят красивые слова, если ценности компании, прописанные на бумаге, чужды и сотрудникам, и самому руководителю. Одна из самых богатых self-made предпринимательниц мира, китайская «королева недвижимости» Ву Яджун, подчеркивает: “Культура компании — живое явление, все работники должны верить в то, что делают, в то, что исповедуют на рабочем месте. Если культура компании становится лишь риторикой руководителя, а работники не практикуют то, что декларируют, принципы компании становятся мертвыми”.

Елена Соседка, соосновательница CONCORDBANK и создательница Биржи Благотворительности «ДоброДій», подчеркнула, что в случае небольшого частного банка момент прорыва случился, когда приоритетом стала открытость руководства к инновациям: быть прогрессивным предприятием, отвечающим вызовам времени — лучший стимул для всей команды. Однако ценности компании — это не только достижения и доход. В социальных проектах банка принимает участие каждый сотрудник. Сегодня Биржа Благотворительности «ДоброДій» — это уникальная площадка, которая обеспечивает встречу и взаимодействие людей, нуждающихся в материальной поддержке и людей, желающих помочь.

Елена Танасевич,  старший Национальный Лидер, бьюти-эксперт Mary Kay Украина вывела современную формулу мотивации сотрудников:

1. Научить людей мечтать — то есть ставить цели, достигать их и стараться быть в позитиве. Для этого нужно тренировать навыки планирования, в том числе, финансового, и умения перестроить разговор «на хорошее»;

2. Распаковать гениальность каждого человека. В этом женщине-руководителю помогут «три кита» женской логики:

  • вера в гениальность других
  • умение дать почувствовать значимость другого человека
  • умение выразить признание

3. Научить людей работать в команде. В этом помогает единомыслие — объединение людей вокруг целей компании.

 

Бизнес/медиа бюро еkonomika+ и онлайн-медиа Womo благодарит партнёров SHE Congress:

  • генерального партнёра SHE Congress — Mary Kay
  • инновационного партнера Huawei
  • марку пробиотических молочных продуктов Активия
  • центр украинского виноделия Shabo
  • компанию Хенкель в Украине
  • компанию Carlsberg Ukraine
  • производственный комплекс BEEHIVE
  • продуктового партнера —  Coca Cola
  • украинский банк CONCORDBANK
  • компанию Moneyveo.

Мы в Facebook