Выскочить из туфельки. Как не позволить оплошности разрушить самооценку

Внутренние правила, которые позволяют не опускать руки, когда что-то идет не так

Виктория Покатис, главный редактор портала WoMо

Красивый зал в киевском загородном комплексе Equdes. Второй день нашего флагманского мероприятия Busines Wisdom Summit. В зале 700 человек, на сцене хедлайнер. Все внимание приковано к тому, что происходит. Я веду день, красивое платье, высокие шпильки. Подходит время вопросов, я прохожу по сцене, чтобы спуститься в зал и дать микрофон тому, кто просится задать вопрос. И… выскакиваю из туфельки. Шок, ужас, стыд? Нет. Я элегантно обратно вскакиваю в туфельку. Гость говорит, что вопрос услышит без микрофона, я возвращаюсь обратно. Вы думаете, меня это сконфузило? Нисколько. Вы думаете, это результат наработанного характера, выдержки, железной уверенности? И да, и нет. Я забыла про то, что случилось, практически через секунду. Только два года спустя, когда моя подруга в разговоре сказала, что боится идти в качестве эксперта в прямые эфиры на телевидение только потому, что умрет от стыда, если что-то пойдет не так, — я вспомнила миллионы курьезов, которые со мной случались в прямых эфирах и на сцене, и решила изучить этот феномен и, возможно, своим опытом убедить вас, что ошибки и оплошности перед большим количеством людей никак не могут разрушить самооценку.

Степень переживаний зависит от уровня важности 

Насколько большую важность вы придаете тому, что будет происходить в данный момент? Неважно, что именно будет происходить. Например, вы надели белые брюки и весь день думаете о том, чтобы не посадить пятно и испытывать по этому поводу неловкость и стыд. Или пошли на свидание, или готовитесь к совещанию, или приготовили ужин, новое блюдо и переживаете, как его оценят. Насколько большое значение вы придаете событиям?

Я научилась, еще очень давно, обесценивать важность происходящего и уменьшать градус тревоги. Например, перенестись в будущее, самое ближайшее — вечер этого дня. Подумать, что в конце дня мне будут важны только отдых и спокойствие, и все, что сейчас происходит, не помешает мне получить эту тишину и отдых. Я мысленно держу эту точку будущего и оттуда ко мне приходит энергия. Помните, что все проходит, и это тоже пройдет. Поэтому расслабьтесь.

Поместить событие в одну линию с более важными

Перед тем как я выскочила из туфельки на сцене, со мной что только ни случилось за последние 72 часа. Утро началось с того, что стилист и визажист не смогли вызвать такси за город и приехали не в 08:00, а в 09:30, за 30 минут до начала открытия второго дня. Мой соведущий попал в пробку и тоже опаздывал. Поэтому открывать второй день я должна была одна. Когда меня в 10:00 наконец одели, причесали и накрасили для сцены, наш хедлайнер написал мне, что если я хочу с ним интервью — оно возможно только сейчас, и он уже идет туда, где установили камеры. Шок, ужас, паника? Бежать на сцену или бежать искать съёмочную группу, чтобы снимать самое важное на данный момент интервью в своей жизни? Нет, никакой паники. Железное решение — немедленно переодеваться и идти на интервью. В эту же минуту забегает мой ведущий, хватает сценарий и бежит на сцену, а я — искать режиссёра. Когда я их нашла — я увидела не подготовленное место для съемок, а ресторан, в котором нам нельзя было снимать и в который они зашли без спроса, передвинули мебель, и… взорвавшийся стеклянный стол посередине. Скандал, шок, слезы? Нет, я просто села и стала ждать. Все убрали, залетел гость, не воспринял меня, стал перебивать, уходить от неудобных вопросов и сам закончил интервью.

Как вы думаете, после всех событий утра, я сильно стала переживать, что выскочила из туфельки перед большим залом? Нет. Степень интенсивности чувств уже снизилась. На фоне всего происходящего это казалось уже не важным. И то, что должно было, по расписанию ивента, происходить дальше, тоже важнее, чем секундная оплошность.

То, кем вы есть, и ваше содержание важнее, чем то, как вы выглядите

Публичность, популярность, сцена и прямые эфиры — никогда не должны быть важнее того, чем вы занимаетесь в реальной жизни. Например, для бизнесмена важнее бизнес, а не ивенты, куда его приглашают поделиться опытом. Для эксперта, например, врача,  практика важнее, чем ведение блога. Я была и есть продюсером на всех ивентах. Я человек, который с командой создает концепцию, под нее собирает спикеров и формирует темы выступлений под общую концепцию. Вместе с командой я просматриваю презентации, готовлю и настраиваю выступающих к докладам и к сцене, переживаю за всех и за ивент, за его содержание, больше, чем за то, как я выгляжу и нравлюсь я или нет. Я стала вести мероприятия, потому что ведущий никогда не прочувствует бизнес-ивент так, как продюсер. Я не одолжу ему свою голову, душу, сердце. Я сама могу выйти из любой ситуации: если поменяется спикер, я не растеряюсь и договорюсь с другим выйти вместо него, тут же. Я задам вопрос, если спикер закончит раньше, я могу позволить себе пошутить. То есть мой проект, уровень ивента — важнее и более ценен, чем то, какая я как ведущая. Я не картинка, я содержание.

Поверьте, это так очевидно, если женщина или мужчина сконцентрированы на себе, а не на том, что происходит с ним на сцене. Когда заигрывают с публикой и пытаются продать себя, понравится. Подумайте, что ваши знания для аудитории важнее и ценнее, чем то, насколько уверенно вы говорите, и тем более, как выглядите на сцене. Если качество вашего материла высокое — вам простят и запинки, и то, что вы сбились или презентация не включилась.

Команда, партнеры, соратники и близкие люди важнее, чем любая многомиллионная аудитория

При выходе на сцену, нас охватывает ужас от возможного позора. Можно месяцами готовиться, выучить свою презентацию, но вы выйдете — и связки сожмутся так, что голос просто парализует. Это вас тоже напугает, и все выступление будет скомканным и не структурным. Или вы долго будете приходить в себя и «придёте» только под конец выступления, а потом будете жалеть, что сконфузились перед малоизвестными людьми. Поверьте, им все равно. Они на выступлении сто раз переключались на свои мысли, телефоны, дела. Даже если вы классно выступили, они забудут о вас через 30 минут. Публичность и любовь публики — наркотик, но не они с вами каждый день, не им вы звоните в выходные, если нужно посоветоваться по рабочему вопросу, не они переживают о вашем успехе, не они будут вызывать «скорую», приезжать в больницу, радоваться наградам и утирать ваши слезы. Все, что происходит на сцене — мимолетное. По-настоящему большую энергию и уверенность нам дает близкое окружение.

До того как я выскочила из туфельки, важный, значимый, даже очень значимый для моего профессионального развития человек, сказал мне: «Вика, там в полу щель, иди аккуратно, чтобы не споткнуться». Я послушала и не споткнулась, а вылетела из туфельки. Он это видел, и я знаю, искренне за меня переживал. Переживал, а не обвинял. И не только он. Вся команда, которая сопровождала ивент, ребята за компьютерами, режиссер, операторы, директора, партнеры — все мое окружение поддерживало меня как меня. И важно им было другое во мне. Это ценнее того, оступилась я или нет. Так должно быть и у вас.

Найдите контексты жизни, в которых у вас много уверенности

Последнее, о чем я напишу — это о контекстах жизни. В психологии часто обращаются к таким понятиям, как внутренний ребенок, внутренний взрослый и внутренний родитель. Вот как раз внутренний родитель бывает самым большим критиком, который парализует наши действия в тех направлениях, где возможна боль от неудачи или стыд. Этот критик — это голоса наших родителей. Например, мои родители вырастили внутри меня критика в отношении быта. Быт, дом, домашнее пространство — это место большой степени важности и критики, дом должен быть идеальным. И все, что я делаю или не делаю дома, цензурируется. Так уже сложилось. А вот в отношении выступлений и публичной деятельности мои родители мне критику не высказывали. Для меня это территория полной свободы проявлений. Поэтому у меня не сформировалась скованность из-за того, что мама в зале и будет меня оценивать. Мне очень повезло, что школа, университет, работа и выступления — это контексты жизни, которые не критиковались поэтому тут проявилась моя природа. Попробуйте найти контексты, в которых ваш внутренний перфекционист не высказывается. Там большая уверенность, и из этой уверенности, из этой позиции можно выходить на сцену блистать, шутить, вести себя свободно и раскованно. И самое главное получить кайф в моменте. Желаю вам не просто испытать его один раз, а каждый раз, когда вам нужно будет выступать.