Девушка в стартапе, вам здесь рады

Собирайте команду, учитывая не пол сотрудников, а пул его скиллов

circleО том, как девушке работать в технологическом стартапе, менеджерить преимущественно мужскую команду, и почему сегодня специалист по интернет-маркетингу – это профессионал без пола, – рассказывает Александра Маломуж, Head of SEO международного маркетплейса для репетиторов Preply.com.

Проработав в интернет-маркетинге более четырех лет, я сталкивалась с предвзятым отношением к себе как к специалисту. Не спорю, что это могли быть просто мои предрассудки (как и любая девушка, я люблю фантазировать), но в то время я считала, что только мужчины могут быть успешными SEO-специалистами и продвигать крупные проекты.

Спустя время я поняла, что ошибалась. А перейдя работать из агентства в Preply.com и проработав в стартапе полтора года, стало ясно, что чем моложе коллектив и неформальнее атмосфера в нем, тем меньше тебя оценивают по половому признаку.

В процентном соотношении нашу команду можно оценить как 30/70 девушек и парней  соответственно. То есть «М» значительно перевешивает. При том, что я не считаю, что стартап – это мужское занятие, немногие смогут сходу назвать хоть один успешный мировой проект, в котором CEO — девушка, правда?

Мировая практика

Что касается IT-бизнеса, он все еще считается сугубо мужской сферой: в Кремниевой Долине количество технологических компаний, основанных женщинами, насчитывает всего 3%. Джарна Хайнонен, профессор финского Университета Турку, объясняет этот феномен двумя причинами: во-первых, женщины склонны выбирать профессии из государственного сектора, например, в сфере образования и здравоохранения, где намного меньше возможностей стать предпринимателем. Вторая причина связана со стереотипным восприятием женского пола и гендерными предубеждениями в технологическом бизнесе: чаще всего в команде стартапов все привыкли видеть молодых парней, и все, что отклоняется от этой «нормы», выглядит странно.

Тем не менее такой стереотип медленно, но уверенно разрушается зарубежной практикой. В Techrunch на этот счет не так давно была опубликована статья, в которой был показан рост числа женщин в топ-менеджменте технологических стартапов. Так вот, за последние пять лет число зарегистрированных в Crunchbase стартапов, в топ-менеджменте которых представлена хоть одна женщина, выросло в 5 раз, со 117 до 555. На данный момент в среднем 18% стартапов по всему миру основаны девушками, а рейтинги в стиле TOP-20 Female founders или TOP businesses founded by women  все чаще публикуются в международных медиа.

— Читайте также: IT-Women: Три предпринимательницы, меняющие status-quo женщин в мире технологий

А что в Украине?

Украина также не отстает от этого движения. Например, женский стартап Cluise был одним из украинских проектов, который был представлен в Ukrainian Pavilion на TechCrunch Disrupt в Сан-Франциско этой осенью. Недавно с целью привлечения внимания к «женским технологиям» украинский Google организовывал специальное мероприятие #googlewomenua, где приглашенные спикеры на личном опыте доказывали, что девушка и IT — понятия совместимые.

Сейчас я понимаю, что нет четкого разделения на мужчин и на женщин – есть крутые специалисты. Я отношусь к каждому члену своей команды как к личности, подчеркивая сильную сторону каждого и воспринимая как определенного лидера мнений в своей сфере. Наш коллектив – это в первую очередь команда универсальных солдат, независимо от пола. У нас есть по-настоящему сильные девушки – аналитики и технические специалисты, ни в чем не уступающие в профессионализме коллегам-парням.

Если рассматривать профессиональные качества по гендерному признаку, то девушкам есть чему поучиться у парней. Например, наш СЕО Кирилл Бигай демонстрирует твердость характера в бизнесе. Это мотивирует — ты становишься не только сильным специалистом, но и человеком. К тому же, я поняла, что если хочу двигаться дальше, то прежде всего нужно быть хладнокровнее, грамотно расставлять приоритеты, быть гибкой в работе и всегда готовой к изменениям, оперативно к ним приспосабливаться, и, что важно, спокойно на них реагировать – этому научили коллеги мужского пола.

Мы же, девушки, в свою очередь, можем показать коллегам-парням образцово высокое чувство ответственности – переживания иногда тоже полезны.  Главное – в меру, и, безусловно, уметь их контролировать, излишние эмоции – не самый продуктивный выход. Единственное отличие – это процесс притирки. С коллегами-парнями он, все-таки, занимает больше времени. Не всегда находятся неформальные темы для разговора, зато больше фокуса на работе.

Интернет-бизнес уже давно перестал быть сугубо мужским, а специалист в этой сфере стал «андрогинным». Собирайте команду, учитывая не пол сотрудников, а пул его скиллов.

— Читайте также: Фантастическая пятерка: Сотрудники, которые сделают ваш стартап успешным

Мы в Facebook