Искусство видеть себя: 6 жизненных уроков от легендарной художницы Яёи Кюсама

О жизни, искусстве и отчаянных шагах

Современная художница Яёи Кюсама известна во всем мире благодаря своим завораживающим инсталляциям в духе поп-арта и абстрактного импрессионизма. 88-летняя японка по сей день продолжает создавать все новые и новые произведения. Ее персональные выставки «Праздник жизни» и «Бесконечные сети» в Галерее Девида Цвирнера в Нью-Йорке не столько перформансы, сколько отражение коллективного опыта человечества. Кюсама – самая «дорогая» художница в мире, ее последние работы проданы за $7 млн.

История ее жизни довольно необычна. На взлете своей карьеры художница вынуждена была уехать из Нью-Йорка, где ее слава уже гремела вовсю, и переехать в Японию из-за проблем со здоровьем – она была физически и эмоционально истощена. Затем, в 1977 году Кюсама прошла курс лечения в токийской психиатрической больнице, где и живет до сих пор. При этом художница активно работает над своими инсталляциями и картинами в студии, которая находится рядом с больницей.

История Кюсамы – пример нестандартного подхода к принятию решений и заботы о своем эмоциональном и физическом состоянии. Художница считает, что первоочередная задача каждого человека – забота о себе, и доказывает это на личном примере. Есть вещи, которые Кюсама считает важнейшими на пути к внутренней гармонии.

Стойко переносить отказы

Всю свою карьеру Кюсама считалась «королевой отчаянных шагов» — она создавала провокационные перформансы, используя экспериментальные инструменты и потихоньку вытесняя традиционное искусство. Она много и открыто критиковала потребительское отношение к искусству. Так, в 1966 году на выставке Биеннале художница создала перформанс в перформансе. На открытии выставки Кюсама лично продавала гостям части инсталляции – мерцающие шары по $2 за штуку. Так она выразила свое отношение к коммерции, но не была услышана. Организаторы Биеннале в принудительном порядке лишили Кюсаму права продолжать участие в выставке.

Но художница не сдавалась и упорно шла вперед. Спустя много лет, в 1993 году, она триумфально вернулась на Биеннале – организаторы пригласили уже знаменитую художницу для создания целого павильона.

Делать только то, что нравится

В молодости Кюсама училась в Киотском колледже искусств. Позже она говорила, что этот опыт был скучным и невыносимым. Именно это разочарование в традиционном искусстве заставило ее обратить внимание на западные современные течения в изобразительном искусстве и побудило начать свою карьеру в Америке. Без разочарования не было бы прорыва.

Обращать внимание на внутреннее состояние

Работы Кюсамы – самые дорогие произведения современного искусства, но этот успех стоил ей здоровья. Она страдала от переутомления, выгорания и физического истощения, и в результате ей пришлось обратиться за медицинской помощью. С тех пор художница много времени уделяет своему эмоциональному состоянию.

Искать подходящие инструменты для работы

С тех пор, как художница постоянно живет в психиатрической больнице в Токио, с каждым годом она создает все больше произведений, и они становятся все дороже. Удивительно, как она использовала свою принудительную, а потом и добровольную госпитализацию в качестве художественного инструмента, который помогает ей создавать уникальные вещи. «Для меня совершенно неважно, работаю я в закрытом пространстве, в больнице или где-либо еще. Важно, что каждый день я продолжаю создавать новое», — рассказала Кюсама в интервью The Huffington Post.

Ценить наставников и друзей

Друзья и коллеги Кюсамы поддерживали ее в трудные годы. Ее подруга и коллега Джорджия О’Киффи всегда помогала ей решать деловые вопросы и даже убеждала собственного арт-дилера покупать некоторые работы Кюсамы, когда у той были проблемы с деньгами. Лучшие рецензии и обзоры работ японки, а также самая конструктивная критика тоже исходили от друзей – художника-минималиста Дональда Джадда и давнего друга Джозефа Корнелла.

Влюбляться в процесс работы

«Ни деньги, ни слава, ни успех не сделают вашу работу более приятной, захватывающей и значимой для вас», — считает Кюсама. Только удовольствие от процесса и любовь к работе здесь играют роль. Художница видит в ежедневной рабочей практике свой путь к стабильности и гармонии. В своей автобиографии она написала: «Каждый день я воюю с болью, тревогой и страхом, и искусство – единственное мое спасение в этой войне».

-Читайте также: Марина Абрамович: «Я никогда не чувствовала, что старею, потому что я сохраняю в себе любопытство к миру»

Мы в Facebook