Вестник гендера в рекламе: Герои февраля

Положительные и отрицательные

23.02.2017

В начале года мы уже публиковали примеры самого отъявленного сексизма в украинской рекламе, и с течением времени видим, что этот список пополняется регулярно. Поэтому WoMo запускает ежемесячный вестник, где мы подаем накопившиеся за подотчетный период как новинки сексизма и объективации, так и кампании в поддержку женщин, чтобы чтение не было безнадежным.

Со знаком «минус»

Кафе Freshline в Сумах

12 февраля в соцсетях появилось сообщение о кафе Freshline в Сумах, которое в качестве рекламы использует недвусмысленно сексистский плакат. Возмущение вызвали и порно-ассоциации, и то, что иллюстрация были использована без согласия ее автора, американского дизайнера и иллюстратора Кита Рейна. За несколько часов пользователи Facebook так понизили рейтинг заведения, что руководство компании пообещало разобраться с ситуацией и снять возмутительный плакат.

Бот-приложение Likeapp

Ко дню святого Валентина днепровский предприниматель Денис Белозор запустил мобильное приложение Likeapp, которое подменяет реальные отношения работой виртуального алгоритма. Пользователи Likeapp могут выбрать девушку из базы, пополняемой из ВКонтакте, и программа сама будет отслеживать ее в сети, ставить лайки и общаться вместо мужчины, заказавшего сервис. В списке услуг — добавление в друзья, написание комментариев и отправка музыки. «Я много работаю и не хватает времени, чтобы искать девочку или фолловить ее. Likeapp делает это за меня», — пишут пользователи приложения.

Сам разработчик считает, что в таком способе «удаленного» псевдоухаживания нечего особенного нет. «Когда что-то у нас не ладится, мы идем спрашивать совета на стороне, и не считаем это аморальным, ведь эти действия направлены на созидание и налаживание отношений. Так и с приложением», — считает Белозор. Но по нашему мнению, этот способ использовать ботов — даже не объективация, а расчеловечивание женщины, до личного общения с которой не снисходят.

Ролик Comfy «Все круто і точка»

6 февраля сеть техники Comfy выложила в социальных сетях ролик, посвященный женским праздникам — с явно проактикулированными гендерными стереотипами и традиционным распределением ролей в семье. Оказывается, что женщинам для счастья нужна непременно мультиварка и сковородка, то есть место их — на кухне. Ролик вызвал широкое обсуждение в соцсетях, а наши коллеги из MMR собрали мнения гендерных экспертов: «І хоча в переліку подарунків також телефони і планшети, танець з порохотягами наче натякає: куплю лишень дружині новий порохотяг, щоб краще прибирала. Нехай би собі їх купили та показали, як жінки мають час на себе, поки їхні партнери виконують свою частину хатньої роботи. І не напередодні 8 Березня, а щодня», — сказала Тамара Злобина, редактор ресурса «Гендер в деталях».

Поздравление с днем святого Валентина от Конфедерации строителей Украины

Под лозунгом «Будуємо кохання палко!» строительная организация выложила 14 февраля поздравительную открытку на своей странице в Facebook. Она вызывает эстетический протест по нескольким причинам, в частности, крайне банальным, «шароварным» представлением украинской женщины — с веночком на каске и псевдопетриковским орнаментом в худших традициях берегинь, хранительниц украинского очага. При этом, вероятно, создатели открытки старались угодить всем, так как изображенная на ней героиня держит дрель, то есть умеет выполнять и «мужскую работу» и в то же время у нее открыта грудь — а это уже очевидная объективация женского тела.

Со знаком «плюс/минус»

Ролик Nike «Из чего же сделаны наши девчонки»

17 февраля представительство Nike в России выпустило ролик о железе, стремлениях и силе, из которых сделаны наши девчонки, которыми «гордится вся нация». Авторы ролика решили показать, что распределение ролей и интересов не просто устарело, но и загоняет девочек в рамки стереотипов, мешая им самостоятельно выбирать свой путь. Оставляя в стороне политическую подоплеку создания ролика, который снимался в Киеве по заказу компании, бросается в глаза советская эстетика героизма, призванная, вероятно, сгладить в глазах аудитории идею гендерного равенства. Ее проговаривание, впрочем, выглядит довольно комично и нелепо для нынешней России, оскандалившейся на весь мир средневековой декриминализацией домашнего насилия, дискриминацией стюардесс «Аэрофлота» и общим уровнем нетерпимости. К тому же, в видео заметны и проявления эйджизма.

— Читайте также: Женские клубы: Куда на самом деле ведет путь к совершенству

Со знаком «плюс»

Ролик Audi «Daughter»

К Супербоулу, ключевому мероприятию американского футбола, в котором встречаются чемпионы двух конференций, компания Audi 1 февраля выпустила ролик, посвященный равенству полов. В нем девочка выступает на гонках в маленьком городке и выигрывает их, а папа активно ее поддерживает. В конце ролика говорится: «Audi Америки выступает за равную оплату работы. Прогресс — для каждого». Эти слова американское подразделение автопроизводителя поддерживает различными акциями поддержки равенства — как квотами на собственном производстве, так и спонсированием учебных программ, к примеру, в рамках AFI FEST от Американского киноинститута.

Памела Андерсон в ролике Coco de Mer

Ко дню влюбленных бренд нижнего белья Coco de Mer выпустил ролик с Памелой Андерсон в главной роли. Неожиданно для многих она выступила разрушительницей стереотипов, так как в ролике выражаются идеи того, что женщина может делать то, что она хочет, и для этого ей не обязательно нужен мужчина. Таким образом даже традиционные партнеры женского глянца начинают бороться с главной его установкой о том, что женщине непременно нужен «принц» для полного счастья. Можно сказать, этот ролик — отличное начало в утверждении женской самодостаточности.

Кампания Black&White от Nike Украина

Свою женскую коллекцию NikeWomen компания позиционирует как «умение рушить границы, быть смелой, сильной, свободной, готовой к экспериментам, взлетам, падениям, и, конечно, победам». Отрадно, что в Nike понимают значение женских достижений и привлекают к кампаниям действительно состоявшихся личностей, которые могут привнести новые смысловые обертоны в кампанию, в отличие от моделей, лица которых аудитории ничего не говорят. В кампании, посвященной новой коллекции Black&White в Украине, мы видим известных, успешных женщин — олимпийских призеров Ольгу Саладуху и Кристинк Стуй; чемпионку Юношеской Олимпиады Юлию Левченко; чемпионку Европы Ольгу Земляк. Также в рекламной кампании снялись пейсер киевского бегового клуба Nike+ Run Club Юлия Гриффен, сооснователь «Play Outside Crew» Ирина Сватко, знаменитый киевский DJ Katro Zauber и LifeCoach Алла Клименко. 

— Читайте также: Светлана Павелецкая: «Умение быть честным – очень важный капитал»