Татьяна Лезова о профессии балерины

Как становятся настоящими солистками, от чего приходится отказываться примам и какими качествами должен обладать артист балета

Когда она танцует, кажется, что останавливается время: воздушность, легкость и полет… Так часто описывают в рецензиях работу профессиональных балерин. Но как добиться этой легкости? И каждому ли дано парить на сцене?

Именно для ответов на такие вопросы и существует на WoMo спецпроект «Профориентиры», куда мы приглашаем ярких, интересных представителей разных профессий и предлагаем рассказать о том, чем они занимаются.

Героиня сегодняшней статьи – Татьяна Лезова, прима-балерина Национальной оперы Украины, ставшая жемчужиной концерта «Музика заради миру», посвященного 70-летию ООН.

Как становятся балеринами

Моя старшая сестра занималась сначала фигурным катанием, потом пошла в хореографическую школу, а затем поступила в хореографическое училище. И мне танцы очень нравились, но решение поступать в Киевское хореографическое училище (на тот момент единственное профессиональное в Украине) было таким: «Ну поступлю-не поступлю». Как получится… Физических данных у меня было намного меньше, чем у сестры. Я поступила в 10 лет, и мне захотелось доказать, что я все смогу. Но в этом возрасте ты не осознаешь еще, что уже начинаешь трудиться над профессией, которая в дальнейшем будет тебя кормить. Это очень сложный выбор. Детство заканчивается, и это нужно четко понимать.

unnamed (5)В училище было нелегко. По природе я — левша, вращаюсь в левую сторону, а все балеты поставлены вправо. И когда начался дуэтный танец с партнером, все вращения должны были быть в правую сторону. Тогда директор училища мне сказала: «Это барьер, который нужно преодолеть. Или у тебя получится, или все — конец карьере». И вновь взыграло чувство и желание доказать, что я смогу. Я переучилась, теперь могу делать вращения в обе стороны, стала более универсальной.

Вообще балетом начинают заниматься с трех лет. И это, конечно, абсолютно выбор мамы. Но когда меня спрашивают: «Ваша дочечка, наверное, балериной будет?», я говорю: «Нет, не хочу». Только если для нее это станет мечтой и у нее будут идеальные физические данные.

Какой путь проходят артисты балета в театре

В театр обычно берут с 18 лет. В этом возрасте организм человека уже готов к тем нагрузкам, которые его ждут. Мне очень повезло после училища, меня сразу взяли в театр в кордебалет. Никаких перспектив никто не обещал, я работала в кордебалете несколько лет. Но в один момент, поддавшись какому-то внутреннему посылу, я подошла к балетмейстеру и заявила, что могу станцевать несколько партий. Честно говоря, я бы в тот момент их не станцевала, да и выглядело со стороны, наверное, смешно. Но мне дали попробовать станцевать вариацию, а затем все завертелось. Вообще раньше карьерный путь всегда был таков: ты пробуешь себя в кордебалете, затем тебя замечает балетмейстер, пробует в новых ролях. Сейчас же девушек и парней часто сразу берут в солисты. Но это не очень хорошо, потому что нужно заслужить уважение коллег, привыкнуть к плечу партнера. Пройдя через кордебалет, ты понимаешь, как тебе двигаться в рисунке, и мне было впоследствии намного проще.

12030389_1005909222800630_7431376354084959784_o

Среди солистов также есть деление: есть прима-балерина, есть балерина с правом ведения спектакля, есть солисты, танцующие вариации. В нашей труппе отношения между танцорами более здоровые, и все же мы всегда находимся в конкурентной борьбе. Нас ведь много, а спектакль один. Но сразу скажу, что стекло в пуанты никогда не подсыпали и костюмы не резали. Моим первым спектаклем, где я сыграла главную роль, был «Венский вальс». Я ужасно боялась, мой партнер был заслуженным артистом, а у меня никакого опыта. Но затем мне начали давать роли в следующих спектаклях, и так стала развиваться карьера. В театре я уже станцевала практически все ведущие партии, но вот почему-то не довелось сыграть Джульетту в «Ромео и Джульетте». Хотя я мечтаю об этом всю жизнь, надеюсь, когда-то желание это сбудется. Хотела бы сыграть еще и Анну Каренину, но, к сожалению, нет в нашем театре такого спектакля.

Плюсы и минусы профессии

Самый большой минус — это временность профессии. 38, 40, 45 лет — это уже все, конец. Реализоваться нужно очень быстро. Также профессия балерины — это еще и травмы, болезненность суставов, крепатура мышц. Всегда что-то болит, это неотъемлемо. Также можно получить травму, которая поставит крест на карьере. Но дело в том, что я всегда настроена позитивно, я знала, что, помимо профессии, у меня будет семья. А ведь многие не разделяют мое мнение, в основном это прошлое поколение. Они себя целиком и полностью отдавали балету и в итоге остались без семьи, без детей. Еще желательно не кататься на коньках, лыжах, не заниматься верховой ездой, мало того, что это травматично, так еще и после катания на лошадях, например, кривятся ноги.

11406286_858787150869766_3167649118681911171_o

А плюсы… Ты можешь поездить и повидать мир, можешь перевоплотиться в любую роль. Например, в балете «Дама с камелиями» я играю куртизанку, а потом в «Снежной королеве» предстану маленькой девочкой Гердой. Такое море чувств, конечно, ты нигде не испытаешь. Безусловно, для девушки профессия балерины очень красивая, это мечта.

Кому в профессии легче — мужчинам или женщинам

Легче способным, тем, кому природой дано. Но очень мало кто с шикарными данными добиваются успеха. Чаще всего такие люди480780_310387282390463_1949831703_n ленивые, а добиваются успеха те, у кого чего-то не хватает. Они все время трудятся-трудятся-трудятся, и таким образом достигают совершенства.

Где получать образование

Наша украинская школа славится в мире, артисты-выходцы из Украины работают в театрах в самых разных странах. Я заканчивала хореографическое училище, мне на тот момент дали шикарное образование, любовь к танцу, у меня был замечательный педагог. Многие заканчивают колледж на базе культурного центра «Кияночка», академию танца им. Сержа Лифаря и прекрасно показывают себя в работе.

Какими качествами должен обладать человек, мечтающий построить карьеру артиста балета

Безусловно, физические способности должны быть: мягкие мышцы, чтобы можно было легко растягиваться, прыжок и самое главное — координация. Многое вырабатывается, но для этого необходимо трудолюбие. Без него вообще невозможно, потому что каждый день тебе необходимо приходить в зал и работать!

Питание и диета

Никаких стереотипов о том, что балерина должна весить 40 кг, сейчас нет. Смотрят в целом, легкая или тяжелая кость, как выглядит рядом с партнером. Во время беременности я набрала 22 кг, было невероятно тяжело сбросить их. Приходилось много работать и мало есть, но лично мне диеты никогда не помогали. Да, нужно перестать есть сладкое, мучное, но убрать его из рациона полностью я не могла никогда. Есть нужно обязательно! На воде сидеть нельзя. Должно быть правильное сбалансированное питание. В день спектакля, кстати, я всегда ем спагетти — они быстро перевариваются, дают заряд энергии, но есть и те, кто в день выступления вообще ничего не едят.

544449_310387435723781_231345506_n

Типичный рабочий день

День начинается с обязательного урока в 10 или 11 утра. Мы приходим в зал, становимся к станку, делаем упражнения у станка: фондю, плие, жите, после — прыжки и вращения. Затем в зависимости от того, какой у кого ближайший спектакль, начинается его репетиция. Вот, например, сейчас мы репетировали балет «Снежную королеву», а затем будем возобновлять репетиции спектакля «Ночь перед рождеством», так как выступление совсем скоро.

Какой отпечаток оставляет профессия балерины на личности

Профессия действительно сделала меня такой, какая я есть. Мне всегда хочется быть лучше, чем я есть, мне все время нужно двигаться вперед, не сидеть на месте. Потому что я знаю, все очень быстро закончится, время поджимает.

557871_310387729057085_737595702_n

Вообще постоянно думаешь, чем заняться, когда все закончится. У кого-то есть талант ставить спектакли и он может работать балетмейстером в театре, у кого-то есть талант работать педагогом и он может устроиться преподавать в хореографическую школы или открыть свою, если есть возможность.

Что смотреть

Ну, «Черный лебедь», наверное, не стану советовать — это такой стереотипный взгляд Голливуда. Хотя, пожалуй, есть таки люди, которые доводят себя до сумасшествия. Есть сериал «Виллисы», документальный фильм о хореографе Людмиле Сахаровой, фильм «Анна Павлова». Но, несмотря на то, что я фанатично отношусь к своей профессии, не могу смотреть такие депрессивные фильмы. Лучше ходить и смотреть на сами спектакли, например, к Новому году у нас состоится премьера «Снежной королевы» — это будет нечто потрясающее, музыка Чайковского, волшебство… С ребенком можно прийти и на «Лебединое озеро», если он будет подготовлен, потому что 4 акта не все могут высидеть.

1486763_661583900566499_710583709_n

Советую начинать с чего-то красивого, но при этом не слишком длинного и несложного по музыке, например, «Чиполлино», «Белоснежка и семь гномов», а какая потрясающая «Лесная песня», это же ведь еще и наша украинская история!

Беседовала Татьяна Касьян. Фото: Из личного архива Татьяны Лезовой

- Читайте также: Ольга Любаренко о профессии полицейского

Мы в Facebook