WoMo совместно с Креативной Международной Детской Школой (КМДШ) завершает проект Smart Learning, целью которого является помощь родителям лучше сориентироваться в новейших тенденциях и методиках образования. И если мы разобрались с актуальностью концепции lifelong learning, ценности искусства (Art) в модном акрониме STEAM, важностью критического мышления и методиками поддержания благоприятного психо-физического состояния учеников, то открытым остался вопрос о том, как же выбрать хорошую школу для вашего ребенка. Попробуем выделить критерии, которые помогут родителям сделать верный выбор.
Щодня ми працюємо на інфофронті, виствілюючи подвиги українських жінок та впливаючи на світову спільноту інформаційно.
Ми просимо нас підтримати, аби ми й надалі могли виконувати нашу місію на шляху до української перемоги
Підтримати womo.uaРеформы и вызовы сегодняшнего дня
Реформы школьного образования сменяют одна другую, но мы, родители, редко бываем довольны их результатами: нам часто кажется, что наша школа по сути своей остается прежней. И что она совершенно не готовит маленького человека к жизни в реальном мире. Оказывается, недовольны не только мы, но и родители во многих других странах. И если мы говорим, что наша отечественная система образования оторвана от потребностей экономики, то в развитых странах проблема в обратном: школа «кует» будущих работников с узко специализированными компетенциями, а не сознательных, творческих и свободных граждан. Но в нынешнем веке нужны новые цели и подходы.
Кен Робинсон, известный эксперт в области образования, автор бестселлеров «Школа майбутнього», «Ви, ваша дитина і школа«, «Освіта проти таланту«, вышедших в украинском переводе в издательстве «Літопис», ратует за разделение ответственности за воспитание и образование между семьей и школой. Хорошей, по его мнению, является та школа, где есть хорошие учителя. Робинсон сравнивает хороших учителей с садовниками: они создают оптимальные условия для дальнейшего роста ребенка. Они учат учиться, в первую очередь. А главными являются такие знания и умения: экономическая ответственность и независимость, умение ценить свою культуру и уважать культурное наследие других народов, быть активным гражданином, уметь взаимодействовать с окружающим миром, понимать свою роль в нем. Для того чтобы реализовать такую образовательную цель, нужно иметь соответствующие программы, инвестировать в развитие учителей и изменить систему оценивания. Кроме того, необходимо помнить, что школа — это только небольшая часть жизни ребенка: все остальное вокруг него — семья, культура территории, на которой он живет, принадлежность к определенной религии, общественные процессы — все имеет значение. Поэтому партнерство родителей и школы необходимо.
Включенность родителей
Как могут быть включены родители в учебно-воспитательный процесс? В книге «Ви, ваша дитина і школа» Робинсон озвучивает такие варианты: «Есть четыре способа повлиять на образование и на людей, которые за него отвечают. Можно наладить непосредственную связь с учителями. Можно включиться в жизнь школы. Принимать участие в деятельности школы. Принимать активное участие в формировании образовательной политики».
О реальном опыте родительского участия в жизни Креативной Международной Детской Школы рассказывает мама учениц Арины и Дарьи — Наталия Шкурат:
Конечно, в школьной жизни возникают вопросы и трудности. Особенность же и удовольствие в случае КМДШ состоят в том, как реагирует администрация. Я чувствую, что в КМДШ слышат родителей, оперативно решают все вопросы и постоянно совершенствуют образовательный продукт.
Кен Робинсон в своей книге предлагает внедрить также некоторые интересные практики для родителей:
- Добровольно вызваться на роль «папы/мамы в классе» — помогать учителю с подготовкой уроков и на уроке.
- Включиться в работу кружка или клуба по интересам.
- Делиться собственным опытом и рассказывать детям о своей профессии и карьерных возможностях.
Например, в школе КМДШ уже несколько лет практикуют формат «Меняю работу». Родители школьников имеют возможность попробовать себя в роли учителей или тьюторов, проявить свои организаторские и педагогические таланты, научить детей тому, в чем сами являются экспертами. А иногда даже пригласить класс на экскурсию к себе на предприятие, чтобы ознакомить учеников с производственными, бизнес-процессами.
Также в школе практикуют «Родительские встречи», которые проходят в интерактивном формате. Это дискуссии, на которых спикеры обсуждают разные темы, связанные с воспитание детей, анализируют книги на эту же тематику, родители задают интересующие вопросы и получают на них ответы.
Если в силу занятости у вас нет возможности активно и масштабно включаться в школьную жизнь или, что скорее всего вероятно в наших широтах, школа не очень радостно воспримет ваши инициативы, есть смысл подумать о смене учебного заведения.
Вот как о признаках необходимости поменять школу говорит мама восьмиклассницы Ани, ученицы КМДШ, Мария Кучеренко:
Я считаю, что инициатива в вопросе смены школы должна исходить от ребенка. Оценки — это еще не показатель, и ругать ребенка за какие-то отметки неправильно. Нужно искать глубже и проанализировать, что изменится если я переведу ребенка из одной государственной школы в другую. Если в шкое что-то кардинально не устраивает, то в таких случаях нужно менять систему, то есть рассматривать вариант хорошего частного учебного заведения, с соответствующим подходом и возможностями.
О дисциплине в школах
Сложно сказать, какие реальные ситуации служат почвой для выводов об уровне дисциплины в отдельных школах. Например, говорят, что частная школа слишком озабочена тем, чтобы угодить родителям — тем, кто, собственно платит деньги за обучение детей, а посему в таких школах все очень грустно с дисциплиной: дети растут не зная границ дозволенного, не признают авторитетов и вырастают избалованными.
Елена Петрушкевич, практический психолог в КМДШ_Львов, рассказывает о дисциплине в контексте любой школы. «Дисциплина — это соблюдение правил. Если:
1.Определены правила поведения на территории школы;
2.Правила известны всем (ученикам, педагогам, родителям);
3.Нарушение озвучивается, как нарушение, и наступают принятые в школе последствия, то можно говорить о наличии дисциплины.
Так можно оценить любую школу вне зависимости от формы собственности. Миф об отсутствии дисциплины в школе связан с непривычными для общества методами внедрения правил в школьное сообщество и последствий в результате нарушения. Я имею в виду систематическое обсуждение с учениками полезности договоренностей, базирующиеся на принятии правил.
Пока еще опыт внедрения правил может быть связан со страхом и стилем «приказано-делай». Отсюда и типичные сомнения: «Дети не боятся учителей, значит, не слушаются. Значит, нет дисциплины». Что касается субординации, в здоровой культуре дети не должны подчиняться взрослым на том основании, что они младше. Но следовать правилам поведения в школе обязаны, так же как и взрослые.
В КМДШ выделены свои ценности, которые внедряются как на уровне детей, так и для взрослых. Например, уважение. Каждый ребенок знает, что перебивать на занятии своего друга или учителя — это не просто плохой тон, но и противоречит одной из ценностей школы. Ценность развития проявляется в том, что каждый учитель строит свое занятие так, чтобы с помощью разных методик и подходов помочь ученику исследовать конкретный вопрос и получить свой практический опыт».
Именно уважительные и паритетные отношения педагогов с учениками являются ценными для многих ребят, которые учатся в КМДШ. Анна Безпалая рассказывает о том, как такая установка помогла ей эффективно учиться.
Хорошая школа
При выборе учебного заведения для ребенка, родителям стоит смотреть дальше регалий и медалей самой школы, и не выпускать из поля зрения, в первую очередь, интересы ребенка. Для этого родителям нужно убедиться в том, что они знают свое чадо. Какой ваш ребенок, что он любит, что его радует, чем он занимается с удовольствием, как дела с его концентрацией и усидчивостью, мотивацией и так далее. Ответьте честно самим себе: чем вы руководствуетесь при выборе школы, какие ваши собственные амбиции “играют” при этом. И, наконец, обратите внимание на то, насколько школа реализовывает такие однозначно позитивные и гармоничные образовательные тенденции нового времени.
Опыт Креативной Международной Детской Школы, о котором мы рассказываем в проекте Smart Learning, очень показателен. Родители Олеся, ученика мадшей школы КМДШ, Роман и Надежда Педченко, дают три главных совета, которые помогут правильно выбрать школу:
1. Как можно больше узнать о том, как дети в школе взаимодействуют между собой и с учителями; как школа реагирует на какие-то критические моменты; каковы правила для детей, дополнительные предметы и возможности. Прекрасно, если школа организована таким образом, что ребенок может максимально раскрыться и развить свои таланты.
2. Школа должна быть большой. Почему? Это тоже влияет на социализацию ребенка: младшие школьники могут наблюдать за старшими, а те, в свою очередь, помогать младшим. Когда школа большая, ребенок учится взаимодействовать с большим количеством детей, в большем пространстве.
3. Ищите школу, где ребенок будет не просто получать знания, а где его научат и правильно их применять.
Кен Робинсон в книге «Освіта проти таланту» подчеркивает: «Образование — это не только подготовка к тому, что произойдет потом. Оно должно помогать людям справляться с трудностями уже сейчас. То, кем мы будем завтра, зависит от того, что мы переживаем здесь и сейчас». На реплики о том, что невозможно выстроить индивидуальный подход в обучении к каждому ученику, Робинсон категоричен: «Альтернативы нет. Образование индивидуально. Персонализированное обучение — это инвестиция, а не расходы. Кроме того, персонализировать учебу для каждого ученика — действительно возможно. Для этого можно, например, творчески воспользоваться новейшими технологиями. Учителя должны уметь заинтересовывать, мотивировать, вдохновлять и превышать ожидания своих учеников. Это сложные профессиональные навыки, вот почему эффективные школьные системы — например, в Финляндии, Канаде, Южной Корее, Сингапуре и Гонконге — инвестируют так много денег в отбор и обучение учителей».
Отзывы учеников и выпускников школ тоже очень показательны. Ученица КМДШ София Черникова, например, очень ценит возможность «подтянуть» английский до высокого уровня и развить интерес к дебатам.
Креативная международная детская школа
Как родилась концепция Креативной Международной Детской Школы, какова истории школы, каковы успехи ее учеников рассказывает Лидия Билас, соосновательница и управляющий партнер сети школ КМДШ.
Идея создать школу пришла, как это часто бывает, благодаря осознанной потребности дать собственным детям хорошее образование. Сделать это в Украине и тогда, семь лет назад, и сейчас — большое везение. У наших детей был опыт и украинского, и иностранного образования, а мы, как родители, имели возможность наблюдать отличия в подходах и оценивать результаты.
В определенный момент наступило время реализовать идею классной современной школы для тех детей и родителей, которые уже поняли роль правильного и отличного от существующего образования. Мы с партнером прошли долгий, непростой и бесконечно интересный путь к сегодняшнему видению нашей школы. Школы, где больше внимания уделяют подготовке гармоничной и всесторонне развитой личности. Мы стремимся к тому, чтобы как можно лучше адаптировать ребенка к условиям современности. Обществу нужны психологически зрелые и целостные люди, способные действовать, брать на себя ответственность. Счастливые и уверенные в себе — именно такими мы хотим видеть наших воспитанников в будущем. Потому что именно такие люди способны создать это будущее.
Сначала были ошибки, их сложно избежать, когда идешь неизведанным путем. Огромную роль в становлении школы играет преподавательский и тьюторский состав, сильная управленческая команда и сейчас это предмет нашей гордости. Нам удалось объединить в единую большую команду особенных, невероятных людей, любящих и профессиональных. Мы начали с небольшой школы на 120 детей с двумя десятками учителей. Сегодня у нас три школы, с нами 300 лучших учителей и 2000 прекрасных ребят и я уверена, что это только начало.
Мы гордимся успехами нашей школы на международной арене. Например, КМДШ_Львов получила официальный статус Центра подготовки к Кембриджским экзаменам. Наши ученики принимают участие во многих всеукраинских и международных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях. В феврале 2020 года старшеклассники одержали победу на Международном дебатном турнире Dnipro Open 2020. Также традицией в КМДШ во Львове есть образовательная симуляционная игра «Модель ООН», на которой участники обсуждают глобальные проблемы в формате Генеральной Ассамблеи ООН».
-
Читайте также: Обучение счастью: Методики для родителей и педагогов