Констанция Фортунато, американский дирижер, волонтер, глава Schola Cantorum, дирижер Сelebration Choir, основательница Music Camp International
О значении музыки в жизни ребенка
Я верю в то, что музыка невероятно важна для развития детей – это то, что активизирует разные части мозга. Музыка связана с абсолютно разными областями знаний: математикой, языками, искусством, и, конечно, она затрагивает наши чувства. Она дает мощный эффект в развитии ребенка. Знаете, есть даже такая методика, благодаря которой с помощью музыки детей научили читать.
В основном все исследования подтверждают положительное воздействие классической музыки. Эта музыка была прекрасна 300 лет назад, и она остается таковой и сегодня. А музыка в стиле хеви-метал и хип-хоп может быть очень популярной сейчас, но спустя шесть месяцев или шесть лет она не будет иметь такого же успеха.
О том, как увидеть музыкальный талант в своем ребенке
Останні новини
- Soft Power як важливий інструмент лідера: конструктивні комунікації для взаємовигідних рішень
- LATEXFAUNA та Бадоєв: колаборація року і звабливий концерт уже на підході
- SkyUp Airlines™ розпродасть за донати валізи на “Куражі”
- ГО «Дівчата» спільно з World Vision провели дослідження гендерно зумовленого насильства в умовах війни в Україні
- Афіша тижня: що подивитися, послухати та куди сходити 14-20 жовтня Новости на главной
От родителей зависит очень многое. Например, некоторые мамы или папы поют своим деткам песенки, колыбельные — это прекрасный способ в будущем получить обратную связь, когда запоет ребенок. В 1980-х годах Лоренс Колберт, специалист по развитию мозга, установил, что если мы будем петь маленькому ребенку, а не говорить с ним, он запоет прежде, чем скажет первые слова.
Очень важно создать дома особую атмосферу, включать ребенку хорошую музыку фоном. Есть даже специальные концерты для детей, которые помогают им узнавать музыку, вдохновляют и побуждают взять в руки первый инструмент.
Когда я была маленькой, моя мама брала меня на концерты, я смотрела на музыкантов и думала: «Вот, чем я буду заниматься, когда вырасту».
Конечно, цифровой век, в котором мы живем, оказывает огромное значение на детей. Планшеты, смартфоны приводят к тому, что дети используют свои пальцы, но не мозги, они утрачивают способность фантазировать, ведь все доступно – картинка, информация — все сразу перед глазами. Родителям нужно помнить, что главное – стимулировать воображение ребенка, поэтому хоть иногда отключайте всю эту электронику. Если мы сейчас не возьмемся за решение этой проблемы, через лет 20 наше общество просто отупеет. Поэтому мой совет: ограничивайте количество проводимого времени ребенком со смартфоном в руках, а вместо этого окружите его хорошими книгами, музыкой, разговорами.
С какого возраста ребенку лучше начать заниматься музыкой
Все зависит, конечно же, от учителя. Есть те, которые занимаются с детьми, уже умеющими читать и считать… В этом случае ребенок должен быть постарше. А для других эти умения неважны, они используют самые разные методики. Но самый подходящий период для начала занятий музыкой – в возрасте от 3 до 7 лет. 70% слуха развивается у ребенка именно в этот промежуток.
Хотя в Украине я работаю с детьми в возрасте с 11 до 15 лет. И здесь есть несколько причин. Во-первых, мы учим детей читать ноты. А, во-вторых, большое внимание уделяется перформансу – компоненту, помогающему лучше донести содержание музыки. Тот уровень концентрации, который нам необходим для реализации проекта, есть у детей в этом возрасте. Они уже достаточно взрослые, у них есть какой-то жизненный опыт, ну а моя задача доказать обществу, что и в этом возрасте ребенка можно научить за несколько дней играть – все они музыкальны.
Американские ученые Томас Армстронг и Говард Гарднер доказали, что дети могут учиться разными способами. Кто-то из детей является визуалом, кому-то легче воспринимать информацию на слух, к кому-то нужен особый личный подход, а кто-то запоминает все через общение… Ошибка в системе образования – это то, что мы учим детей только одним способом. И если этот способ подходит ребенку, мы думаем: «О, этот ребенок очень умный!», а если нет, то считаем, что с ним что-то не то, он глупый, бездарный… Но ведь это не проблема ребенка, это проблема учителя – найти тот путь среди всего существующего многообразия, по которому он сможет учиться…
Как структурировать занятие
Обычно моя репетиция занимает минут 50. За это время мы разбираем шесть-семь произведений. Часто педагоги допускают одну и ту же ошибку: когда ребенок не понимает, они начинают повторять ему одно и то же несколько раз. Но так мы только тратим время. Если дети не могут понять материал, нужно менять методы донесения: ага, не получилось так, значит, попробуем вот этим способом. Свои 50-минутные репетиции я делю на десять частей: в итоге у меня есть по пять минут на достижение цели – изучение материала. Еще одна распространенная ошибка – долгие разъяснения. Дети не запомнят больше, если им что-то долго растолковывать, их нужно вовлекать в процесс, использовать интерактив. И, кстати, в этом случае то, что я не говорю по-украински или по-русски здесь – это преимущество!
В музыкальном лагере я обучаю детей за шесть дней нотам. Нет, они не становятся профессионалами сразу же, но они понимают структуру, строение произведения, учатся читать по нотам. На самом деле все это очень просто, это как с маленькими детьми: когда мама или папа садится с малышом и учит его читать, рассказывает сказки и истории, ребенок вырастает с любовью к чтению. Но если с ним не заниматься, вряд ли у вас вырастет ребенок, читающий книги запоем.
И, кстати, взрослый человек тоже может открыть в себе музыкальный талант. В США я как раз-таки работаю с взрослым хором, где поют как 20-летние студенты, так и 70-летние американцы.
Советы мамам
У меня есть двое детей и четверо маленьких внуков. И нужно сказать, что со своими детьми я занималась музыкой, дочь, например, выступала за университетский хор. Но хотя они не стали профессиональными музыкантами, сын недавно спросил меня, смогу ли я позаниматься музыкой с его дочкой, и я ответила, что с радостью. А, в целом, никаких рекомендаций я не даю своим детям в воспитании их собственных детей, считаю, это не мое дело.
Мой совет мамам, которые хотят, чтобы их дети выросли музыкальными – взаимодействуйте с ними и превратите все в игру. Знаете, некоторые мамы говорят, что хотят, чтобы их ребенок научился играть на фортепиано. Но у них со всеми своими заботами нет времени, чтобы сидеть и слушать постоянно, как музицирует сын или дочь в течение часа. Так вот, просто сядьте рядом на пять минут и послушайте, а потом идите заниматься своими делами, но спустя пару часов уделите еще пять минут и послушайте игру ребенка, и, возможно, еще пять минут выделите перед началом ужина… Не так уж и много на самом-то деле.
У нас в США, кстати, часто мамы собираются вместе с детьми и организовывают небольшие мини-оркестры. При этом инструменты находятся, где угодно. Взять ту же кухню: кастрюли, бутылки, бокалы – все они звучат, и по ним можно отбивать ритм!
Что слушать
Среди моих любимых композиторов есть и классики (Бах, Бетховен), и романтики (Шуберт), и импрессионисты (Дебюсси)… Как педагог я постоянно в поиске, я ищу ту музыку, которая спустя много лет не утрачивает своего очарования. Я не приверженец какого-то одного стиля и никогда не буду тратить время на подобные дебаты, время и история все расставляют на свои места. Но это не значит, что я не слушаю современную музыку, мне нравятся многие современники, например, Mary Lynn Lightfoot, John Rutter.
Меня всюду окружает музыка – на концертах, репетициях, поэтому в моем доме в калифорнийском лесу лучшая музыка – это тишина. Слушая музыку, я не отдыхаю, я тут же начинаю работать, мысленно представляя ноты… Хотя перед сном я все же могу послушать некоторые мелодии Баха, и то потому что я натренировала свой организм засыпать под них.
- Читайте также: Констанция Фортунато о профессии дирижера