Семь идей, которые открыли для меня йогу

Взгляд на йогу под новым углом

Стереотипов о йоге – пруд пруди. И я находилась в их власти, пока не отважилась нырнуть глубже. Вот семь базовых идей, благодаря которым можно не только обнаружить, что вы уже практикуете йогу, но и заново сориентироваться в собственной жизни.

1. Йога – это состояние

Роберт Фрост когда-то говорил: «To be a poet is a condition, not a profession» — «Поэт — это состояние, а не профессия». Поэтом не назовешь любого, кто пишет стихи, только потому, что он их пишет. Более того, иногда мы называем поэтами людей, которые стихов не пишут вовсе.

Та же история с йогой. Не всяк тот, кто занимается йогой, — йог. И наоборот: йогу можно практиковать, даже не подозревая об этом. Потому что йога – не занятие, а состояние. Состояние единства с Высшим (Высшим невыразимым и непроявленным, которое каждый называет по-своему).

Постепенное обретение этого состояния – путь, его можно назвать практикой йоги. В нем очень много граней и ступеней. Когда я воспринимала йогу занятием в зале и в какой-то момент перестала посещать тренировки, то на протяжении последующих лет восьми считала, что «не занимаюсь йогой». И тем сильнее было мое удивление позже: я поняла, что внутренняя работа, в которую я углубилась на эти годы, была на самом деле частью практики йоги.

o-YOGA-HEALTH-BENEFITS-facebook

2. Йога начинается с образа жизни

Не с покупки коврика и даже не с асан – йога начинается с образа жизни, как внешней, так и внутренней. Эти принципы на санскрите называются «яма» и «нияма». Для начала я просто назову их и при этом замечу, что все принципы внешней жизни относятся также и ко внутренней, то есть к самому себе. Более того, изнутри они и вырастают. В разных системах их разное количество, я приведу те, что включаются в систему крия-йоги, которую я преподаю.

Яма (принципы внешней жизни):

— ненасилие (ахимса)

— правдивость (сатья)

— неприсвоение чужого (астея)

— непринятие даров, ненакопительство (апариграха)

— сдержанность (брахмачарья).

Нияма (принципы внутренней жизни):

— чистота (шаучья)

— довольствование тем, что есть (сантоша)

— огонь практики (тапас)

— самоизучение (свадхьяя)

— преданность, посвящение всего Богу (ишварапранидхана).

Прежде чем приступать к осознанной практике, над этими принципами стоит просто поразмыслить: очень вероятно, что некоторых вы давно и твердо придерживаетесь.

sample

 3. Медитацией невозможно заниматься…

…она может только случиться. Тут важно различать процесс подготовки почвы (концентрацию внимания и все предшествующие ступени) и само состояние (медитацию). И учитывать, что «по заказу» состояние не приходит – оно возникает спонтанно. И чем регулярнее практиковать, тем больше шансов пережить его, а в дальнейшем – переживать все чаще.

Есть бородатый еврейский анекдот, который ясно показывает, что к чему:

— Сарочка! Жарь рыбу!

— Фима, а где же рыба?

— Ты, Сарочка, жарь. Рыба будет.

Сарочке хоть и кажется, что «здесь рыбы нет», но рыба все же есть, и ведет к ней процесс жарки. Утром – деньги, вечером – стулья. В йоге, конечно, не все так однозначно и предсказуемо, как у монтера Мечникова из «12-ти стульев», но ясное намерение и здоровые усилия обязательно выводят на новую ступень.

4. Бороться с умом бесполезно

Мысли, образы, внутренние диалоги или монологи возникают в нашем уме постоянно. Вопрос в том, что мы с ними делаем. Если мы начинаем «их думать», то питаем их, и тонкий ручей в считанные секунды превращается в ревущий водопад. Достаточно вспомнить хотя бы, что творится в голове перед сном. В подростковом возрасте процесс засыпания занимал у меня очень много времени: если день был богат впечатлениями, я просто не могла остановить водоворот картинок, концепций, разговоров и чувств; если настроение было мирное, я ударялась в мечтания, и тогда река мыслей все равно выходила из берегов.

Мои первые попытки концентрировать внимание на объекте во время практики йоги — и останавливать таким образом деятельность ума – были плачевными. Индусы сравнивают ум со скачущей обезьяной – поведение моего «клиента» напоминало мне взбесившегося слона, с которым я крепко связана – он вертел мною как хотел.

«Я слышала о «состоянии безмыслия», но вообще не понимаю, как это!» – Горячилась недавно моя знакомая. Как же к уму подступиться?

fitnes-joga

Пока мне правильно не объяснили суть работы с умом, этот процесс я подсознательно всегда связывала с борьбой. Потому что, как обреченно роняет моя мама, говоря об очередной своей бессоннице, – «мысли же все время есть, куда от них денешься…»

Секрет не в борьбе, а в спокойном наблюдении. Обращая на ум внимание, мы не поддаемся его азартной игре – не включаемся в думанье, а просто наблюдаем за тем, как мысли приходят и уходят. Добавив сюда концентрацию внимания на каком-то объекте, мы при каждой попытке ума атаковать нас мыслями мягко напоминаем ему, что сейчас приоритет не у него, а у объекта концентрации. И ум, как разыгравшийся ребенок, постепенно затихает.

 5. Йог в большом городе

Спускаемся с гор, выходим из пещер: есть йога для мирян. Именно об этом я говорю в первую очередь, когда отвечаю на вопрос о крия-йоге. Глубоко практиковать это направление йоги может каждый человек, вне зависимости от пола, возраста, цвета кожи, вероисповедания, национальности, сексуальной ориентации, места проживания, политических взглядов. А для того чтобы продвигаться по пути крия-йоги, нет необходимости бросать семью или принимать целибат, становиться отшельником или навсегда уходить в практику молчания (мауну). Я живу в большом городе со всеми его хрущевками/высотками и набитым в час-пик транспортом, у меня две дочери и любимый человек, я хожу на работу, хозяйничаю дома, общаюсь с друзьями и мне не чужды всяческие мирские радости. Другое дело, чем наполнять это все и как проживать.

В ответ на вопрос, что значит «практиковать йогу», я получала разные ответы: «развиваться духовно», «искать путь к просветлению», «найти в себе самое лучшее», «говорить с частичкой Бога в себе», «жить!», «испытывать удовольствие», «тянуть спинку», «ніц не значить, просто практикувати і все», «пізнавати можливості свого тіла», «знайомитись та розмовляти зі своїм тілом». Каким бы ни был ответ, рано или поздно все сведется к тому, что мы занимаемся чем-либо только для того, чтобы прийти в какое-то состояние (см. пункт 1), в котором нам было бы хорошо. А состояние – универсальная штука, доступная каждому.

Выходя из зала после преподавания крия-йоги или из дому – после самостоятельной практики, я уношу наработанное состояние в свою социальную и личную жизнь и проживаю ее уже немного иначе. Один скажет «эффективнее», другой – «качественнее», третий – «спокойнее» – вариантов много. Я проживаю свою реальность чуть-чуть лучше, чем вчера.

- Читайте также: Йога для новичков — ответы на все вопросы

cami

 6. Гуру – не человек

Для меня тема гуру – во многом о доверии, и прежде всего о доверии себе. Ожидание встречи с Учителем, мечты о наставнике, «когда ученик готов, учитель непременно появится» – всякое было. Но осознав, что ответы приходят изнутри (не значит – из эго), я рассталась с потребностью искать авторитетный источник мудрости во внешнем мире. Какое-то время еще сомневалась: насколько все-таки принципиально присутствие Мастера – человека, который пробудит то, что еще не пробудилось, и будет направлять в течение жизни? Этот вопрос был скорее от ума. Развеялись мои сомнения после того, как я услышала от Дениса Бучмы, основателя йога-проекта «Мокша» и человека, у которого я продолжаю обучаться практике йоги, фразу: гуру – это не человек, а принцип.

Он может быть проявлен в другой личности, да. Но не обязательно. К тому же, великие мастера всегда говорили и говорят о том, что так или иначе поиски гуру сводятся к одному – обнаружить своего внутреннего учителя, разгрести завалы и добраться до вечного источника света и мудрости в себе самом. Все «тайны» давно открыты – просто каждый постигает их в свое время.

 7. Жизнь как чудо

Шаблонное мышление, которое оптимизирует многие процессы в нашей повседневной жизни, не только вредно, но и полезно. Как и некоторые свойства нашего ума. Но если я мыслю или действую «в колее» тогда, когда можно и нужно было бы прожить что-то творчески, свободно, — я буквально физически чувствую себя отрезанной от чуда земной жизни. Словно я в смирительной рубашке своих привычек, отработанных реакций, шаблонного мышления, предвзятости. Более того, приписывая окружающим мнения, чувства и мысли, которых они в каждый конкретный момент не выражали, додумывая за других, я выстраиваю ложные отношения.

Для меня практика йоги в повседневной жизни – это проживание истинной природы явлений. Когда я останавливаю себя в интерпретациях, когда у меня получается просто всматриваться-вслушиваться в происходящее или в человека и при этом молчать (и внутри тоже!), тогда объект передо мной буквально раскрывается. Будто я смотрю на мир без какой-либо прослойки между ним и мной. И каждый такой миг становится чудом.

kids-yoga2

Это восприятие очень присуще детям. Я прикасаюсь к нему каждый день, наблюдая за дочерьми: вот они сидят на звездах в густо-синем зимнем небе, вот они тают сосулькой в теплой ладошке, а вот – раскатываются податливым шершавым тестом для печенья…

Выталкивая себя из накатанной дороги или пресекая попытку отреагировать на что-то привычно, я наблюдаю один из самых волшебных процессов, возможный только при осознании себя здесь и сейчас: как мир для меня проявляется, словно фотография под красной лампой.

- Читайте также: Пять вещей, которые пробуждают чувственность

Мы в Facebook