WoMo-портрет: Светлана Романова

О важности последовательности, о том, почему обычная школа лучше эксклюзивной и как воспитать в ребенке дух настоящего борца

11.09.2015

Светлана Романова, директор по правовому обеспечению и член правления Группы Метинвест, мама четырехлетней Кати, рассказывает о том, почему детям так нужна последовательность и как воспитывать в ребенке дух борца.

О балансе work/life

К сожалению, в сутках всего 24 часа. Приходится расставлять приоритеты. Их не может быть много – два, максимум три. Для меня это работа и ребенок. Есть разные женщины: женщины-жены, которые ставят мужчину во главу угла, им важно быть при муже, за мужем… Есть женщины-матери, для которых главное – ребенок. Я принадлежу ко второй категории – выбирая, кому уделить время, я всегда отдам его ребенку. Прежде всего, потому что этого времени катастрофически мало. К счастью, муж это принимает. До работы, по вечерам, и на выходных я с удовольствием занимаюсь дочкой. Мы играем, рисуем, разговариваем. В это время я не общаюсь по телефону, занимаюсь только ею.

О беременности на колесах и первых трудностях

Я трудоголик, долго строила карьеру, поэтому родила в 35. Работала до последнего дня. Просто не знала, что буду делать, если уйду в декрет. И еще я очень хорошо себя чувствовала, может, и поэтому не видела смысла отказываться от работы. Понятно, что как птичка я не порхала, но сама за рулем ездила, в командировки моталась… С первыми сложностями я столкнулась, когда Катя появилась на свет. Я очень системный человек, и мне нужно понимать, куда мы идем и что делаем. Первое время с дочкой было непросто, потому что она внесла в мою жизнь что-то абсолютно новое, непредсказуемое. Непонятно, когда ребенок спит, когда ест. IMG_1694Но я решила эту проблему своим путем. Как часто нужно есть ребенку? Восемь раз в день? Записываем на бумаге, во сколько кормим дитя. Дальше все действуют по этому графику. Дело не в том, что мне так удобно. Это вопрос правил и ожиданий. Мое мнение: детям нужна предсказуемость. Они такие незащищенные – психологически, физически и эмоционально. Такие хрустально-нежные. Поэтому чем больше предсказуемости будет в их жизни, тем им будет проще.

О воспитательной силе режима дня

Если у ребенка есть четкий график, он быстро привыкает к ежедневным действиям. Я говорю: «Катя, через пять минут мы ложимся спать». И дочка идет спать не потому, что я хорошая мать, или она идеальный ребенок, а потому что так было заведено с самого начала. Я никогда не изменяла своему правилу. Последовательность в моем понимании – фундамент воспитания. Если нужно говорить «спасибо» или «пожалуйста», значит, нужно говорить это всегда. А не так: сейчас ребенок попросил конфету и сказал «пожалуйста», а через час попросил без «пожалуйста» и все равно получил конфету. Представьте, что тогда творится в голове ребенка: он перестает понимать, так нужно или нет говорить волшебное слово? Я часто слышу, как другие мамы жалуются: «Не могу отучить ребенка спать в нашей кровати». Для меня это вообще неведомая проблема, дочка никогда не спала со мной. Я находилась в той же комнате, рядом, но малышка всегда засыпала в своей кровати. Мне кажется, так правильно.

О том, почему важно воспитывать в ребенке дух борца

Упала? Вставай, слезы в сторону. Да, больно, да, неприятно, а кому сейчас просто? Меня так воспитывали, и я стараюсь так же поступать со своей дочкой. Я верю в то, что ребенок должен уметь постоять за себя. Неизвестно, где я буду, когда она вырастет, как сложится ее жизнь. Она должна, как барон Мюнхгаузен, уметь себя вытаскивать. Приведу пример. Когда нужно было определиться с садиком, нам посоветовали престижное заведение на Печерске. Оно подходило нам и по месторасположению, и по другим критериям. Приехала я туда посмотреть, что к чему. Очень модное место, все туда хотят. Не забуду, как они удивились, что я хочу посмотреть залы, классы. Никто просто не додумался предложить их показать. В итоге ребенка я туда не отдала, потому что человек не должен расти в атмосфере излишней эксклюзивности и элитарности. Он должен быть борцом, быть готовым к вызовам реальной жизни. Мы определили дочку в сад на полдня. Это тоже частное заведение, но очень простое. Катя проводит там четыре часа, занимается английским, математикой, пением и танцами.

Об обычной школе, которая лучше эксклюзивной

Я верю в классическое образование и с сомнением отношусь к новоделам, супермодным школам. Не понимаю систем обучения, где ребенок воспитывается в философии ненасилия, когда ждут, пока он сам к чему-то потянется, захочет что-то попробовать. Я не верю в насилие, но все равно у меня другой подход. Считаю, что детям нужно дать проявиться и в том, и в другом, дать им максимум информации, не перегружая, конечно. В моем окружении немало людей, добившихся успеха в жизни, и чаще всего это люди из обычных семей, как и я сама. Как-то же мы построили карьеры, а наши мамы – растили детей без стиральных машин, двух нянь, особняков и справлялись со всеми заботами! Детей нужно учить правильным вещам: не сидеть и не плакать, а ставить цели и достигать их, отвечать за свои поступки. Надо мотивировать их думать, учиться находить выходы из любой ситуации. 705B0862

О том, почему спорт важнее всего

Я сама из спортивной семьи, наверное, поэтому очень верю в физическую подготовку. Для детей это важно по многим причинам: с одной стороны, им нужно набегаться, выпустить пар. С другой – спорт заряжает духом конкуренции. Катя ходит на плавание, а с этого лета играет в большой теннис. Естественно, когда она пришла на теннис, там были детки, которые играли лучше. Сидим как-то с дочкой, спрашиваю ее: «Ну как, нравится тебе теннис?». «Нет, — отвечает, — не нравится, у меня мячик не всегда получается отбивать, а у других деток получается». Прошло две недели, дочка освоилась, у нее начало получаться. Снова спрашиваю: «Ну как тебе, нравится?». Отвечает: «Да, нравится, весело, интересно». То есть даже такой маленький ребенок уже сравнивает себя с другими. Так и появляется соревновательный дух. Это то, что дает спорт.

О слабости

Безусловно, от каждого правила могут быть отступления, другое дело, что они не должны быть кардинальными. Например, ложимся мы спать в девять каждый вечер. В чем может быть отступление? Сегодня мы ляжем в 21:30, потому что ребенок хочет досмотреть мультик или доиграть. В 21:30, но не в одиннадцать и не в двенадцать ночи. Чуть-чуть. Для меня это еще и способ научить Катю договариваться. Если я говорю ей около девяти, что пора спать, а она просит посидеть еще, я соглашаюсь: «Хорошо, еще 15 минут». И через 15 минут она спокойно идет спать, потому что мы так договорились! Если она не хочет есть кашу с утра, ковыряется в тарелке ложкой и, поев немного, говорит: «Мамочка, я наелась, можно я не буду кашу?», я предлагаю ей съесть еще три ложки. «Две», – отвечает она, и я соглашаюсь, это еще один урок по умению вести переговоры и договариваться.

О том, как научить ребенка рассказывать о своих эмоциях

Я считаю, что это очень важно – научить ребенка проговаривать свои эмоции. Плачет дочка, что-то у нее не клеится, я не спешу ее успокаивать стандартными способами, а прошу: «Расскажи, что тебя так расстроило, потом продолжишь плакать». Как правило, она начинает рассказывать и задумывается, а стоит ли это того, чтобы плакать? Нужно, чтобы ребенок приучался объяснять свои поступки, свои эмоции, учился анализировать их.

Об интуиции

У меня нет никакой теории воспитания, я не прочитала ни одной книжки на эту тему. Единственное, на что я ориентируюсь, — это интуиция. Она подскажет, как правильно поступать. Есть дети с характером, есть покладистые. Нужно ориентироваться на свой внутренний стержень, понимание того, что правильно, а что нет. Может, я и не права, но мой ребенок не устраивает истерик, она спокойная, счастливая, здоровая девочка. Более того, в моем окружении даже чужие и самые несговорчивые дети становятся послушными, наверное, потому что чувствуют — капризы со мной не сработают.

1112

 5 советов воспитания от Светланы

  1. Будьте последовательны в своем поведении. Установили правила – будьте честны сами с собой и с ребенком – следуйте им.
  2. Научите ребенка отвечать за свои поступки.
  3. Мотивируйте детей думать.
  4. Не прячьте детей от реальной жизни, в которой им предстоит взрослеть. Избегайте излишнего пафоса и рафинированности в детских учебных заведениях.
  5. Учите ребенка рассказывать о своих эмоциях и анализировать их. Ребенок научится контролировать свои чувства и управлять стрессами, когда поймет причину плохого настроения.

Беседовала: Юлия Гундырева. Фото: личный архив Светланы Романовой

- Читайте также: WoMo-портрет: Наталья Нетовкина