Амели Кварнстрьом: «Гендерное равенство — способ развить мировую торговлю»

Инсайты от торгового аналитика

Скандинавские страны считаются самыми продвинутыми в вопросе инклюзивности, но даже там существуют проблемы, которые нужно решать. Амели Кварнстрьом, представитель Шведской торговой коллегии, рассказала о том, как использовать торговлю в продвижении гендерного равенства.

Нужно ответить на вопрос, почему мы занимаемся торговлей? Во-первых, торговые связи делают страны в некотором роде зависимыми друг от друга и, как следствие, обеспечивают мирные отношения. Во-вторых, торговля стимулирует экономическое развитие. Но основной мотив — достижение благополучия через увеличение количества рабочих мест. И мы не можем достичь успеха, если в производстве задействована только половина населения.

Три измерения устойчивого развития

Для решения проблемы потребовались торговые договоры, которые привели к тому, что в 1987 году в докладе «Наше общее будущее» ООН приняла концепцию устойчивого развития — такого способа удовлетворения текущих потребностей, который не вредил бы окружающей среде и не лишил новые поколения возможности реализовать свое будущее.

В устойчивом развитии выделили три измерения: социальное, экономическое и экологическое. Изначально считалось, что они прямо пропорциональны: если поддерживать одно, то будет расти и другое. Но опыт показал, что это не всегда так, нужно балансировать и ставить приоритеты.

А значит, устойчивое развитие предполагает разные аспекты. Так сформировались 17 целей устойчивого развития. Многие из них касаются торговли.

Цели устойчивого развития и торговля

Среди них цель № 12 — ответственное производство и потребление. Например, Швеция зависит от импорта. Когда мы пользуемся импортными товарами, это хорошо для нас, но в стране, где их производят, могут возникнуть проблемы с экологией.

А цель № 17 — партнерство и создание глобальной инклюзивной торговой системы. Она предполагает, что нужно увеличить экспорт в развивающихся странах, а наименее развитым странам обеспечить доступ к беспошлинной торговле.

В результате выяснилось, что торговля и устойчивое развитие взаимосвязаны, но это влияние несет за собой риски: конфликтующие цели. Предположим, одна страна, придерживаясь цели об экологичности производства, может запретить ввоз товаров в упаковке определенного типа и тем самым нарушить цель о партнерстве. Это формирует торговые барьеры.

Гендерное равенство и торговля

Торговля неодинаково влияет на разные регионы, страны и группы населения. Например, на мужчин и женщин. На разве торговля не гендерно нейтральна? Если ответить кратко — нет. Для женщин торговые барьеры выше, им сложнее выйти на международный рынок.

Гендерное неравенство проявляется на трех уровнях:

  • Трудоустройство — на рынке труда женщин меньше, чем мужчин;
  • Предпринимательство — только 20% женщин задействованы в предпринимательстве;
  • Потребление — ценообразование построено на гендерном принципе. Женская и мужская шелковая рубашка будут стоить неодинаково.

Но торговля может повлиять на установление гендерного равенства через трудоустройство. А гендерное равенство может улучшить ситуацию с торговлей через устранение барьеров. Общество начало осознавать эту проблему, благодаря чему возросли шансы на достижение целей устойчивого развития.

Подготовила Оля Полякова

— Читайте также: Прогноз на завтра: Поколение Z переформатирует рынок труда и изменит представления о персонале