На пути в бизнес: 6 шагов, как создать успешный IT-стартап

Инсайты с Interpipe TechFest

Первое, что узнают все желающие запустить свой бизнес, – это неутешительная статистика. Согласно мировой практике, 99,7% всех стартапов не выживают, то есть не превращаются в прибыльные и успешные компании. Поэтому на фестивале науки и техники Interpipe TechFest в Днепре отдельная дискуссионная панель была посвящена тем шагам, которые должны предпринять начинающие бизнесмены, чтобы оказаться в тех вожделенных 0,3%, которые составляют успешные стартапы. Специалисты рынка и инвесторы говорили об IT-сфере, однако их советы будут полезны и тем, кто решил покорить другие отрасли.

Очень важной для любого стартапера является уверенность в своей идее, но чтобы ее реализовать лишь технического гения мало. Вы можете быть сколь угодно образованы, подкованы технически, однако если вы не знаете законов рынка и не умеете работать с клиентом, то, скорее всего, не сможете преодолеть первый этап жизни стартапа – от идеи до первичного финансирования. Поэтому сейчас, если говорить об IT-сфере, главной задачей является обучение гениев науки и техники основам ведения бизнеса и пониманию важности этой составляющей стартапа.

Тестируйте идею

Даже самая лучшая идея, оказавшись в вакууме, захиреет и погибнет, поэтому ее нужно обсуждать с коллегами и специалистами, тестировать на прочность. В IT-индустрии такими вещами занимается, к примеру, стартап-школа при киевском КПИ, которая принимает всех желающих – от школьников до пенсионеров – и работает в режиме постоянного брейнсторминга, когда идеи обкатываются в конкурентном режиме групповых соревнований. Параллельно школа работает с инвесторами, которые присматривают лучшие проекты студентов стартап-школы. Здесь же вам помогут сделать первый прототип продукта – каждый год КПИ организовывает конкурс Sikorsky Challenge, победители которого получают инвестиции (к примеру, в прошлом году в конкурсе участвовало 200 проектов, победило 29).

Найдите подходящий для себя бизнес-инкубатор – эти организации помогают на первом, самом высокорисковом этапе развития стартапа. Инкубаторы обычно предлагают помещение, офисные услуги и оборудование, консультируют по важным вопросам, проводят тренинги.

MalyukovaИнна Малюкова, руководитель стартап-школы НТУУ КПИ им. И. Сикорского

Наша стартап-школа работает так: вначале проходят короткие лекции, потом студенты работают в постоянном режиме брейнсторминга и конкуренции. Каждое занятие происходит голосование за лучшую идею и ее продвижение. Затем выбранный коллегиально продукт становится образцом, на основе которого разбирают все стадии развития стартапа, ступенька за ступенькой. Далее учащиеся школы уходят «в поле»: работают с потенциальными клиентами, после чего отчитываются о своих успехах и голосуют, кто был лучшим. Таким образом мы выявляем лучшие идеи и их авторов. Многие инвесторы, бизнес-ангелы приходят на занятия и присматриваются к нашим студентам.

Думайте о клиенте

Специалисты, которые занимаются акселерацией, то есть продвижением стартапов, такие как Сергей Довгополый, владелец FeelGoodLabs Business Accelerator, крайне настоятельно советуют уже на этапе первичной идеи работать над продаваемостью продукта. Для нашей страны это все еще кажется неуместным из-за советского представления о бизнесе как «неприличном барышничестве», однако рынок диктует свои законы. К примеру, если вы придумали мобильное приложение на некую тему, то прежде чем писать код, опросите друзей, готовы ли они купить ваш продукт на Google Play или iTunes Store и сколько могут заплатить за него. Отполировать продукт вы успеете и потом, главное – знать, что он востребован.

Учитесь в процессе

В процессе разработки стартапа перед вами возникнет масса вопросов, о которых вы прежде не задумывались. Ответы на многие из них можно получить, только лишь после обретения знаний в разных сферах – для айтишников таким пробелом в образовании является бизнес-составляющая. Важно не откладывать посещение курсов, тренингов на потом, а учиться уже на этапе первого прототипа, чтобы разговаривать с инвесторами на равных.

MarsАндрей Музыченко, один из разработчиков марсолета Mars Hopper

Одной из особенностей нашего марсолета является нейронная система ориентации в пространстве, подобная птичьему зрению. За это отвечают две камеры с большой широтой обзора, но на данный момент не существует автопилота, который смог бы анализировать полученную с камер информацию. У нас по сравнению с другими странами есть преимущества – нет запрета на полеты беспилотников и есть сильная IT-среда, на базе которой возможно создать проект такой ориентации в пространстве. Я сам собираюсь пойти в школу программирования, так как имею пробелы в этой области, а мне нужно общаться на одном языке с теми, кто будет кодить.

Мыслите в правильном масштабе

Инвесторы и специалисты рынка советуют масштабировать идею и с самого начала представлять ее не как стартап, а как бизнес – осознание этого поможет вам правильно разговаривать и с потенциальными клиентами, и с инвесторами. На встречу с инвестором желательно приходить с уже подписанными с клиентами договорами.

Также необходимо рассчитывать «мультипликатор» — понимать емкость рынка и предварительно рассчитывать, в каком объеме вырастет ваша компания за следующие полгода-год. Если вы создаете стартап с партнерами, то важно изучить и проработать психологический момент вхождения и выхода из бизнеса – в идеале прописать интересы всех сторон, чтобы впоследствии не возникало разногласий.

Ходите в хабы

Многие пренебрежительно относятся ко всевозможным хабам, коворкингам, однако эти места могут стать незаменимыми на вашем пути от идеи к продукту. В хабе, особенно тематическом, вы можете встретить единомышленников, завести бизнес-знакомства, общаться с людьми – и таким образом тоже продвигать, тестировать свой проект. 

Ищите инвестора

Во всем мире существуют венчурные фонды и так называемые «ангелы», которые вкладывают средства в стартапы. Если за рубежом они работают с начинающими бизнесменами, у которых уже есть продукт и хотя бы минимальный оборот, то в Украине такие организации поддерживают стартапы и на этапе идеи – так действуют, к примеру, в микровенчурном фонде Wannabiz. Кроме того, у нас работает Ассоциация бизнес-ангелов Uangels, свою заявку можно разместить непосредственно на сайте ассоциации и если она принята, то высока вероятность получить инвестиции. Также инвесторы рекомендуют искать профильные фонды – технические, инженерные, финансовые, так как они имеют связи в своей отрасли и могут помочь знаниями.

— Читайте также: Караул, ограбление: Как защитить идею стартапа от воровства