Синдром нашего времени: Ребенок, которого торопят

Дайте детям побыть детьми

Линда Стэйд, педагог, исследователь в колледже Санта-Мария в Западной Австралии, считает, что родителям часто хочется, чтобы дети побыстрее повзрослели, поскорее обучились необходимым для успеха навыкам и порадовали родителей своими достижениями. Мы все время торопим детей: в школу, на кружок, на прогулку, домой. Все время. А ведь это совсем не здорово.

Мой друг Джеймс совсем недавно стал отцом маленькой Матильды. На работе я спросила его, мол, Матильда уже читает? Он пошутил в ответ: «Нет, пока мы занимаемся с ней алгеброй». Этот шутливый разговор заставил меня задуматься: наше общество ведь на самом деле торопит детей в их взрослении — социальном, эмоциональном и академическом. Проблема настолько распространена, что в крайних случаях может возникнуть даже «синдром ребенка, которого торопят».

Ребенок, которого торопят

Первым выделил этот синдром детский психолог Дэвид Элкинд. Он описывает его как «поведенческие проявления, связанные со стрессом у ребенка, родители которого ожидают от него результатов, превышающих его имеющиеся ментальные, эмоциональные, социальные навыки. Иными словами, родители заполняют все время ребенка организованными активностями, требуют успехов в учебе, поведения и реакций, присущих взрослым». Мы думаем: да, это очень плохо, но не все родители столь требовательны. На самом деле, все мы так или иначе торопим детей и часто «перегибаем палку», не замечая этого. Как это выглядит в среднестатистическом случае?

  • Вы водите детей в студии раннего развития, чтобы они умели читать, писать, считать до школы.
  • Обсуждаете с детьми ваши финансовые проблемы или конфликты с партнером.
  • Постоянно транслируете идею о важности успеха.
  • Внушаете им, что их школьная жизнь определяет всю их жизнь.
  • Ожидаете, что они будут дисциплинированы, организованы, не будут спорить и всегда будут вести себя правильно.

Какой стиль жизни вы формируете этими установками? Возможно, для многих COVID-19 стал возможностью замедлиться и поразмышлять о том, зачем мы сделали спешку и достигаторство нормой.

Почему мы торопим детей?

Западная культура превозносит достижения и успех, мы усвоили это настолько глубоко, что забываем, что детям нужно быть детьми. Многие родители действуют из лучших побуждений, они хотят, чтобы дети жили лучше, чем они. Поэтому такие родители постоянно толкают детей к успеху и пытаются оградить от любых неудач. Однако это работа против природы: взросление и выработка навыков требуют времени, а неудачи и ошибки — важные инструменты обучения, они нужны детям.

Философия потребительства усугубляет проблему. Многие компании уловили, что дети могут выпросить или даже истребовать у родителей что угодно (лишь бы деточка развивалась и не чувствовала «ограничивающих успех установок»!), поэтому обращаются в рекламе напрямую к детям. Часто маркетологи продают самим детям идею успеха, через смартфоны, в которых «залипают» дети с самого юного возраста, предлагать продукты и идеи стало очень просто. Смартфоны выталкивают детей во взрослый мир.

Спешка в учебе

Школа — место, где детей сравнивают между собой. В школе хорошо видно, что учеба превращается в гонку за лучшими баллами. Дети постоянно обсуждают и сравнивают свои оценки. Дома школьники торопятся объявить ниже или выше среднего их сегодняшняя отметка. Оценка никак не отражает того, какие за ней стоят знания. Это абстракция. Если ребята фокусируются лишь на сдаче контрольной или экзамена, они теряют из виду все то, что может заинтересовать их, стать увлечением или делом жизни. За зубрежкой они упускают возможность выработать навыки проблем-солвинга и креативности. Им нужно как-то связать учебу с жизнью, а на это нужно время. В любой карьере, в любой жизни будут проблемы, детям нужен набор инструментов, который поможет им справиться с любой проблемой.

Результат спешки

Когда мы торопим детей, возлагаем на них завышенные ожидания или ставим перед опытом, не подходящим по возрасту, мы провоцируем длительный стресс. А длительный стресс — это излишек кортизола, который вредит мозгу, в частности — памяти. Такой стресс может нанести непоправимый урон психическому и физическому здоровью ребенка, его развитию. Кроме того, что делает детство совершенно несчастливым.

Что делать, чтобы предотвратить это?

  • Признайте, что ребенку нужно детство.
  • Не приравнивайте успех вашего ребенка к вашему личному.
  • Ограничьте использование гаджетов — они преждевременно сталкивают ребенка с миром взрослых.
  • Говорите о будущем позитивно.
  • Помогайте детям ставить цели, которые важны лично для них.
  • Говорите с детьми о множестве возможностей в их жизни, это намного больше, чем хорошие оценки в школе и высшее образование. Познакомьте их с людьми, которые построили свою жизнь по-другому.
  • После контрольной или экзамена, поинтересуйтесь у них о том, что они выучили, но чего не было в заданиях. Цените учебу.
  • Всегда связывайте учебу и жизнь, теорию с практическим применением, делайте знания живыми.
  • Не втягивайте детей во взрослые проблемы, они не ваши приятели или доверенные лица.

 

Источник: inspiringgirls.info

 

Мы в Facebook