СЕО-практики: 4 стиля лидерства от Надежды Васильевой

Мотивировать собственным примером

Истории выдающихся лидеров всегда разнообразны, а потому все время побуждают выискивать те общие принципы, структуру действий, которая позволяет лидеру быть не формальным, а реальным, на какой бы позиции он ни работал. При этом в разные периоды эти «рецепты успеха», требования, выдвигаемые к лидеру обществом, различаются. О своем видении лидерства рассказала Надежда Васильева, СЕО Microsoft Украина, на ток-шоу Own it в America House в Киеве.

Как я захотела стать СЕО? Конечно, я была очень амбициозна, и это качество передалось мне по наследству, от моего отца и других предков. По отцовской линии поколениями мужчины были военными, и я была первой девочкой в этом ряду. Для моего отца это был вызов: что же делать со мной? Он всегда хотел чего-то мощного: чтобы я стала математиком, политиком или ученым. Конечно, я много училась, и мечта моей семьи состояла в том, чтобы я стала дипломатом. В итоге к первому шагу к карьере меня подтолкнули родители. Я сама мечтала стать химиком, но никто не верил, что я буду инженером. Когда я окончила школу в 1992 году, родители сказали, что я не смогу зарабатывать этой профессией и должна изучать экономику.

Когда мне было 14 лет, я поехала в США. Это был 1991 год, и в то время не то что хорошего платья, еды в Украине не было. И когда я приехала в Штаты, то увидела невероятное изобилие, которое для меня было потрясающим. Я немедленно захотела быть владелицей большой компании, чтобы производить все эти продукты. Когда я вернулась, все мы мечтали о бизнесе, предпринимательстве. Однако 10-15 лет спустя моей работы я поняла, что СЕО – это не о предпринимательстве, не об управлении большим бизнесом, и даже не о большой зарплате. Нет, это самая сложная работа с психологической точки зрения – вести за собой людей, именно в этом заключается функция СЕО. И для этого нужно уважать людей, любить их, и это сложно, так как все они очень разные, иногда очень странные, надоедливые. Но если вы любите людей, то станете СЕО-визионером для своей команды.

О женском и мужском

До того, как стать СЕО, я однажды прочла интересное исследование гарвардских ученых, которые сравнили стили лидерства женщин и мужчин. Как оказалось, среди 11 ключевых компетенций, которые демонстрируют СЕО, есть только одна, в которой женщины и мужчины различаются. И это не эмоциональный интеллект, не манера управления, не риск-менеджмент, не многозадачность, согласно другому интересному исследованию, многозадачности не существует. Эта компетенция – умение демонстрировать видение. И это женщины умеют делать не так хорошо, как мужчины. Да, женщины очень хороши в операционной деятельности, выполнении плана и достижении высочайших показателей. Очень интересный момент: в исследовании не было сказано, что женщины не умеют формулировать видение, умеют, но они плохо коммуницируют, сообщают о нем.

И когда я стала СЕО, это была моя первая ошибка – первые три месяца я помнила об этой коммуникации видения, а в последующие полгода забыла. Когда женщина получает пост СЕО, она обычно думает, что лишь на 65% готова к ней, и поэтому должна добиваться стопроцентного качества работы. Она начинает выполнять все возможные обязанности, участвовать в каждом проекте, совещаться с руководителем каждого департамента и вникать во все детали. А когда у тебя в подчинении 800 человек и ты находишься на складе среди работников и пытаешься понять, для чего тут собраны все эти ящики, то они уже втихомолку просят своего начальника убрать эту СЕО, потому что невозможно работать! За этими многочисленными обязанностями легко потерять свое предназначение. Ведь роль СЕО – не работать вместо своей команды, вместо каждого работника. Работа СЕО – мотивировать сотрудников, развивать компанию, демонстрировать видение и двигать компанию к этой мечте. Эти обязанности целиком отличаются от тех, что выполняют директора функциональных отделов. И часто, когда ты поднимаешься до СЕО с позиции начальника отдела, то автоматически начинаешь копировать то, что делал ранее, руководить тем или иным отделом.

Из-за этого я чуть не потеряла работу. Через год и три месяца в компанию пришел менеджер, который постоянно демонстрировал видение, которое мы обсуждали за кофе, но у меня не было времени поговорить об этом с другими членами команды, так как я была сильно занята на складе. А у него на это было время – сидя в Мюнхене за пивом с региональным директором и обсуждая все то, что мы проговорили вчера за кофе. После этого я поняла: мы должны не только достигать определенной позиции, но понять, какие ее цели, какие обязанности должны быть и выполнять их правильно.

Об уверенности в себе

Если женщина говорит вам, что она совершенно уверена в себе, не верьте. Месяц назад у меня была встреча в Нью-Йорке с женщинами-СЕО компаний, которые входят в список Fortune, и они обсуждали, насколько они могут быть хорошими мамами. Общаясь с ними, я осознала, что до того обсуждала ровно то же самое в Украине с нашими топ-менеджерами. Если я теряю уверенность в себе, то, прежде всего, я вспоминаю о хобби, которое у меня получается лучше всего. Например, я очень хороша на коньках, начала кататься в четыре года, и теперь даже сын меня хвалит. Когда вы занимаетесь любимым делом, то чувствуете себя максимально комфортно, охотно говорите о своем увлечении и делитесь знаниями с другими. Теперь представьте: вы начинаете заниматься совершенно новым для себя делом, и в этой сфере встречаете людей, для которых все такое новое для вас является хобби. И когда вы спрашиваете у них об этой сфере, они с увлечением расскажут о своих лайфхаках, которые точно у них найдутся, и будут счастливы поговорить с вами об этом.

О личном стиле лидерства

К сожалению, в этом отношении я уже «испорчена» культурой Microsoft, так как у нас есть внутренние тренинги и тренеры, а также очень интересный курс, который называется «ситуационное лидерство». Он подразумевает использование четырех разных стилей:

  • Коучинговый стиль – «смотри, как я делаю, и повторяй за мной».
  • Результат-стиль – «покажи мне, что ты умеешь, и я назначу тебе KPI». И если ты чего-то не понимаешь, то я буду тебя учить, применяя практики ментора.
  • Мотивационный стиль – это мой уровень, в котором я чувствую себя наиболее комфортно. Часто люди испытывают недостаток энергии, особенно если что-то происходит в стране, они утрачивают мотивацию, если проект буксует. Для них продвижение их идеи, наличие рядом кого-то, кто верит в них, доверяет, очень важно. При этом критически важно не отбирать у работников проект и говорить «смотрите и учитесь, как надо делать», так вы демонстрируете людям абсолютное недоверие, и она абсолютно теряют уверенность в себе. Они падают до начального уровня компетенции, и им нужно снова начинать с нуля. Задача СЕО – сохранять и повышать уровень работников, да это небыстро и бывает тяжело. Но именно в этот стиль лидерства я очень верю.
  • Проектный стиль – команда людей, которая практикует генерирование любых идей, обсуждение, и мотивирование на их реализацию.

Хороший лидер должен пользоваться всеми этими стилями.

О вызовах

В тех вызовах, с которыми я сталкиваюсь, есть водораздел – революция 2013 года, до и после нее это две совершенно разные истории. Вызовы до революции по большей части были связаны с верой людей в то, что женщина может чего-то добиться и быть равной среди других топ-менеджеров. И моим заданием была просто демонстрация профессионализма, так как до этого отношения были гораздо важнее реальных навыков. И в этом случае было тяжело конкурировать, когда люди в ответ на профессионализм выставляли связи. Я бы сказала, что это разные уровни конкуренции. Когда я стала СЕО, то проявляла в основном профессиональные навыки, и моим преодолением «стеклянного потолка» стало понимание того, что отношения тоже имеют вес. И в тот период, когда журналисты меня спрашивали о вызовах, я говорила о проблеме «стеклянного потолка» как о тех препятствиях, которые ждут женщину в сфере, где доминируют мужчины. Однако, побывав СЕО, и не раз, я теперь открыто могу признать, что тогда я не была готова к этой позиции. Дело в том, что тогда я не понимала вполне, какой смысл и требования вкладывали в СЕО украинские компании и менеджеры. В то время приоритетом №1 были отношения; №2 – гибкость, и только №3 – профессионализм и образованность.

Ныне вызовы совершенно другие, потому что большинство бизнесов в Украине сжались и сфокусированы преимущественно на выживании. Они хотят минимизировать свои действия и выживать во всем, что делают. Однако сейчас нам нужно понять, что любой кризис дает множество возможностей, проблем и точек приложения усилия для бизнеса. Также нам нужно понять, что боремся не только мы. Да, у нас война, но и другие страны борются с политической нестабильностью, экономическим кризисом, и в сравнении с ними у Украины есть преимущества, так как мы уже привычны к нестабильности, умеем работать в таких условиях. Для меня нынешний вызов – убедить партнеров, что у нас есть возможности для роста, несмотря на сложность условий. Мы в Microsoft заинтересованы в динамичной экосистеме, ведь все ее участники – наши стейкхолдеры, наша работа распространяется от правительства до каждой отдельной семьи.

О женском предпринимательстве

Я видела очень интересный пример женского кооператива в Тернопольской и Ивано-Франковской областях, где женщины собрались, каждая из них поделилась тем, что она умеет, и сообща они стали делать различные изделия либо вносили в их предприятие деньги, и в итоге стали продавать свой продукт за рубеж и так зарабатывать. Мы предложили этим женщинам платформу, на которой они смогли все это реализовать. Эти женщины поняли вызовы, которые перед ними стояли, и способы, с помощью которых они могут улучшить свое благосостояние. Возможность объединиться, решать, что делать, и реализовать свои идеи и проекты дает многое.

— Читайте также: Бизнес anti-age: 4 женщины-лидера о силе преодоления стереотипов